ЦЕЛИ:
- Обогащать познавательную сферу детей через игровое взаимодействие.
- Воспитывать интерес к речевым играм, коммуникативную компетентность.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Сформировать у детей понятия: «комплимент», «космос», «космическое пространство», «солнечная система».
- Закреплять обратный порядковый счет.
- Закреплять навыки отгадывания загадок по теме «Космос».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать логическое и пространственное мышление
- Формировать навыки выражения своего мнения
- Развивать творческую фантазию и воображение у детей
- Развивать концентрацию и переключение внимания
- Развивать слуховое восприятие, активизировать речи
- Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
- Предупреждение психоэмоционального и мышечного напряжения
- Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
Материалы оборудование: цветок (мягкая игрушка), мячик мягкий «смайлик», мягкая игрушка «инопланетянин Мумрик», простой карандаш, бланк лабиринта «Космонавт», демонстрация на 3 мин «Знакомство с космосом».
Оборудование: компьютер, проектор, экран для проектора, зеркальный шар с направленным лучом, напольный светящийся куб на пульте управления, воздушно-пузырьковые колонны, фибероптическое волокно.
Желательно, чтобы в группе было от 5 до 9 человек.
Длительность занятия – 25-30 мин.
Ход занятия
(Дети стоят в кругу на ковре.)
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга! Скажем вместе:
«Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!».
Какое настроение у вас стало? Когда кто-то улыбается, то другим становится веселее? А еще можно поднять настроение другому человеку, когда говорят ему комплимент. А что такое «комплимент»? (Высказывания детей). Правильно! Комплимент – это когда мы говорим другому человеку что-то приятное про его внешность, характер или поведение. Давайте попробуем придумать друг другу комплименты!
1. Упражнение «Комплимент»
Цель: формирование коммуникативных навыков, межличностного доверия и группового сотрудничества, активизация словарного запаса, формирование парадигматических связей слов, развитие семантических полей.
Дети передают друг другу по кругу мягкую игрушку Цветок, каждый по очереди говорит соседу справа комплимент.
Психолог: А мне тоже хочется сделать вам приятное! Я покажу вам интересный фильм!
(Дети садятся на стулья, которые стоят на ковре).
2. Показ демонстрации «Знакомство с космосом»
Цель: формирование у детей понятия «космос», «космическое пространство», «Солнечная система».
(На экране демонстрируются слайды (звезды, планеты, небесные созвездия), которые комментируются психологом).
Ребята, а вы хотите отправиться в волшебное космическое путешествие?
3. Занимательный аутотренинг «Полет на ракете»
Цель: снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Сегодня мы будем космонавтами. Вот наша космическая ракета (стулья). Садитесь в кресла пилотов поудобнее и отправимся в путешествие на ракете! Чтобы ракета взлетела, надо сделать обратный отсчет. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Возьмитесь руками за сиденье. Давайте вместе считать: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один …. Старт!». Ракета стартует. Напрягаем руки, пытаемся поднять себя со стулом. Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько можно. Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы напряжены. Но вот наша ракета вышла в открытый космос. Тело стало легкое-легкое. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили. Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в космосе, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся (дети изображают полеты в невесомости). Наконец, наша ракета села на какую-то планету. Откройте глаза! (Упражнение делается под тихую спокойную «космическую» музыку).
(В сенсорной комнате создается атмосфера «космического пространства». Выключается верхний свет, включается крутящийся зеркальный шар с направленным лучом, светящиеся напольные кубы, воздушно-пузырьковые колонны и фибероптическое волокна).
Психолог: Ой, ребята, посмотрите! Кто-то нас встречает на планете! (Выносится игрушка «Инопланетянин Мумрик»).
Мумрик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мумрик! А вас как зовут? (Дети по очереди называют свои имена). Я очень рад, что вы прилетели ко мне в гости! Я тоже когда-то был на вашей планете Земля. Только не очень запомнил слова, которые вы говорите. Поможете мне вспомнить?
4. Упражнение «Угадай, что я хочу сказать».
Цель: развитие речи (обучение звуковому облику слова, активизация словарного запаса), развитие быстроты реакции.
Мумрик: Я произнесу первый слог в каком-либо слове, а ты должен угадать все слово целиком по этому слогу. (Мумрик кидает каждому ребенку по очереди мягкий мячик «Смайлик» и задает вопрос. Дети кидают мяч обратно и отвечают. Например, пар(та), кни(га), друж(ба), солн (це) и т.п.).
5. Упражнение «Так бывает или нет».
Цель: развитие речи (способствует размышлению над грамматическим и смысловым содержанием слова, активизация словарного запаса), аналитического мышления; формирование быстроты реакции, крупной моторики.
Мумрик: Ой, ребята, я вам сейчас расскажу, что я видел на вашей планете!
«Иду я как-то по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».
Психолог: Ребята, кажется, Мумрик что-то перепутал! Давайте его поправим. Что неправильно в его рассказе? (Дети объясняют, чего не бывает и почему.).
Мумрик: Ребята, я хочу познакомить вас со своим другом Кубиком. Он все понимает, но не умеет говорить как вы. (Напольный световой куб начинает мигать разноцветными огнями (психолог незаметно нажимает на пульт управления кубом)). А вот я его понимаю! Он хочет с вами поиграть! Давайте поиграем в игру «Цвет-движение».
6. Упражнение «Цвет - движение» (Динамическая пауза со светящимся кубом)
Цель: формирование произвольного поведения, развитие крупной моторики и быстроты реакции.
(Дети встают на ковер. Включается динамическая «космическая» музыка.)
Мумрик: Когда Кубик загорится красным цветом вы должны хлопнуть в ладоши над головой, зеленым – присесть, синим – положить руки на пояс. (Цвета сначала переключать медленно, затем темп ускорить постепенно).
Мумрик: Ребята, вы сегодня много интересного узнали про космос. Мы с Кубиком хотели бы проверить, что вы запомнили и узнать как хорошо вы умеете разгадывать космические загадки.
7. Упражнение «Загадки о космосе»
Цель - развитие слухового восприятия, абстрактно-логического мышления, наблюдательности, памяти, речи, расширение словарного запаса.
Чудо-птица – алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего.
(Звезды)Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт)
Мумрик: Кубик мне говорит, что ему очень понравилось с вами играть, и он хочет на память подарить вам подарок. Огонек, который осветит вам дорогу обратно домой.
(Раздается детям подарок от Кубика – светящиеся браслеты)
Мумрик: А чтобы вернуться к своей ракете вам надо сначала выйти из лабиринта.
8. Упражнение «Лабиринт «Космонавт»
Цель: развитие мелкой моторики, тренировка концентрации и распределения внимания.
(Дети садятся за столики. Им раздают бланки с лабиринтом «Космонавт» и простой карандаш. Дети проводят линию по лабиринту от космонавта к ракете.)
Психолог:- Ребята, нам пора возвращаться! До свидания, Мумрик и Кубик!
9. Занимательный аутотренинг «Возращение домой»
Цель: снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Садитесь в кресла пилотов поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Ракета стартует! Давайте начнем обратный отсчет: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один …. Старт!». Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите сколько можно. Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы напряжены. Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили. Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и прилетели на Землю в наш детский сад! Откройте глаза.
А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче: тяжесть или невесомость? В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть? В каких местах тела вы ощущали легкость? Из вас получились отличные космонавты!
10. Рефлексия
Цель: развивать умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением.
Психолог: Вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего?
(Выслушиваются ответы детей).
ЛИТЕРАТУРА
- Алямовская В.Г., Петрова С.И. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб., 2007.