Обострение экологической проблемы на планете диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в дошкольном детстве – на начальном этапе становления личности человека. Правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении экологическое воспитание под руководством взрослого обогащает знания и чувства ребенка, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Цель формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.
Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:
- Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы родного края. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение всех участников образовательного процесса – педагоги, дети, родители (именно в таком порядке: педагог повышает свою компетентность, организует образовательный процесс с детьми, повышает информационную грамотность родителей), развитие внутренней культуры субъектно-непрагматических отношений с природой.
- Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
- Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, при реализации задачи экологического воспитания используются инновационные технологии и интегрированный подход во всех видах детской деятельности.
Игровая деятельность
Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.
Cодержанию сюжетно-ролевых игр можно придать экологический характер: «Путешествие в лес (осенний, весенний и т.д.)», «Путешествие в царство Нептуна», «В гости к лисенку (бобренку, медвежонку и т.д.)». Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
Проектная деятельность и кейс-технология
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. От проектной деятельности она отличается тем, что это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. С внедрением кейса в проектную деятельность дети сами находят проблемную ситуацию, при этом активно развивается самостоятельность и инициативность детей.
ИКТ-технологии и мультимедийные презентации
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Это различные виды иллюстраций и наглядных материалов на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); слайды (серия отдельных кадров, посвящённых отдельной теме); обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире.
Экологический театр (сказоки, легенды на экологическую тему)
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник леса», «Мы – друзья природы», «День земли», «Здравствуй Осень золотая», также помогает детям ощутить себя частью природы. Дети с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые также участниками на таких мероприятий.
Природоохранные акции
В акциях дошкольники формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т.к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом и имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Экологическая тропа
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую активно используют как инновационную форму экологического образования.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе – ознакомительная прогулка, наблюдения, игры, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном и приобретённые знания о природе дети выражают в разных видах деятельности – изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
Кружковая работа
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.
Инновационным подходом в экологическом воспитании и образовании можно считать создание кружка по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования. Кружковая работы в сфере юных натуралистов совершенствует эмоционально-мотивационную область, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Активные формы работы с семьёй
Проблема формирования экологической культуры решается также с участием родителей, которые приглашаются на занятия, праздники и другие мероприятия экологического содержания. Активное участие в природоохранительных акциях, проектной деятельности, викторинах и конкурсах подводит к цели экологического воспитания.
Осваивая экологические знания, дошкольники узнают о своих собственных конституциональных особенностях – телесности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это совершенствует нравственность, духовность личности, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с окружающим миром. Возрастает возможность совершенствовать познавательные умения, наблюдательность, познавательный интерес, способность понимать последствия поступков, осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
Список используемой литературы
- Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая – М .: ТЦ Сфера, 2004.
- Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., «Мы» Программа экологического образования детей – С-П.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
- Соломенникова, О.А., Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ О.А. Соломенникова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- Чердымова Е.И., Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е.И. Чердымова .- Известия Самарского научного центра Российской академии наук, № 5.- 2010.