Деловая игра, как форма взаимосвязи в работе логопеда с родителями «Развитие связной речи у детей с ТНР»

Разделы: Работа с родителями


Цель: закрепление знаний родителей по теме развития связной речи у детей с ТНР; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в группе.

Задачи:

  • уточнение знаний родителей по теме речевого развития дошкольников;
  • создание в группе обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи;
  • развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
  • контроль за соблюдением родителями правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Правила игры:

  • уметь слушать других;
  • вырабатывать общее решение вопроса;
  • принимать активное участие в игре;
  • соблюдать культуру речи и тактичность;
  • придерживаться регламента.

Организация игры: Родители разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На столах лежат колокольчики. Если команда готова ответить на вопрос, она подает сигнал колокольчиком. Если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Результаты игры подводятся в совместном обсуждении.

Ведущий: учитель-логопед Юрчак С.Н. – знакомит участников с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.

Оборудование: интерактивный экран; картинки-действия; конверты с изображением овощей и фруктов; схемы для составления рассказов; серии сюжетных картин «Кормушка», «Скворечник»; сюжетные картины «Общая горка», «Одни дома»; колокольчики; фишки желтого и зелёного цвета.

Вступительное слово.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ТНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Самостоятельно связная речь у детей с тяжёлыми нарушениями речи не формируется. Поэтому необходима чётко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий.

Основные направления работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР:

  • Обучение рассказыванию как метод развития связной речи.
  • Занятия по пересказу.
  • Обучение рассказыванию по картинам.
  • Обучение описанию предметов.
  • Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Но работы только логопеда недостаточно. Для успешного овладения ребёнком, имеющим тяжёлые нарушения речи, связной речью необходима помощь Вас – родителей. Ребёнку необходимо закреплять знания, полученные в детском саду. Наша деловая игра подскажет, как правильно, грамотно это сделать.

Ход игры

Задание № 1. Составление предложений по картинкам (распространение)

Задачи: составление простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим распространением.

Ведущий. Командам предлагается составить предложения по картинкам с последующим распространением:

Примеры:

Что изображено на картинке? – Девочка рисует.

Что рисует девочка? – Девочка рисует бабочку.

Чем девочка рисует бабочку? – Девочка рисует бабочку карандашами.

Какими карандашами девочка рисует бабочку? – Девочка рисует бабочку цветными карандашами.

Задание № 2. «Реклама» (составление рассказов-описаний)

Задачи:

  • формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов,
  • развитие обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Ведущий. Команды выбирают картинку с изображением овоща или фрукта. Нужно составить рассказ — рекламу по схеме, не называя предмет описания. Команды должны узнать овощ или фрукт по описанию. Чья реклама будет самой убедительной, достоверной, эмоциональной, тот и победит.

Примеры: Это овощ. Он красный, среднего размера, круглый. Этот овощ на вкус бывает сладким или кислым. Он гладкий, упругий, очень сочный. Его добавляют в салат, суп. Растёт он в огороде на кустике.

Задание № 3. «Составь рассказ по серии сюжетных картин»

Задачи: формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря с учетом особенностей конкретного картинного материала.

Ведущий. Каждой команде предлагается составить рассказы по сериям сюжетных картин с предварительным обсуждением:

Примеры:

1 команда – «Кормушка».

Вопросы:

- Какое время года изображено?

- Куда отправились дети?

- Почему дети решили сделать кормушку?

- Что им для этого понадобилось?

- Где дети повесили кормушку?

- Кто с радостью прилетел к кормушке?

Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил её на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их в своей кормушке.

2 команда – «Скворечник».

Вопросы:

- Какое время года изображено?

- Какие признаки весны можно наблюдать на картинах?

- Почему скворечник пришёл в негодность за зиму?

- Каким стал скворечник?

- Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?

- Как работали ребята?

Почему дети отошли в сторону, когда увидели скворцов?

- Чему рады дети?

 Наступила весна. На деревьях появились первые зелёненькие листочки. Дети гуляли в парке. Они увидели на ветвях деревьев скворцов, которые вернулись тёплых стран. Ребята заметили, что скворечник, висящий на дереве, пришёл в негодность. Он стал чёрным, ветхим, дряхлым. Дети решили помочь птицам. На уроке труда в школе они принялись за изготовление новых скворечников. Школьники взяли инструменты и строительный материал, и работа закипела. Работали ребята увлечённо, старательно. Когда скворечники были готовы, ребята отправились в парк. Учитель труда взял лестницу и повесил новые домики для скворцов на деревья. Дети отошли в сторонку, чтобы не мешать скворцам. Вскоре они услышали радостные голоса птиц и увидели, как скворцы заселяются в скворечники. Ребята были очень довольны.

Побеждает та команда, чей рассказ будет более полным, интересным? А вопросы более точными.

Задание № 4. «Составь рассказ по сюжетной картине (с придумыванием начала рассказа или проблемным сюжетом)»

Задачи:

  • совершенствование диалога и навыков рассказывания,
  • составление рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.).

Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей.

Ведущий. Каждой команде предлагается составить рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала рассказа или проблемным сюжетом:

Примеры:

1 команда – «Общая горка».

Вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

- Где собрались дети?

- Подумайте, кто построил горку?

- А кто из детей только что пришёл на горку?

- Из-за чего спорят мальчики?

- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?

- Как закончилась эта история?

- Как можно назвать наш рассказ?

Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:

— Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!

А Наташа улыбнулась и сказала:

— Катайся, Вова! Это горка общая.

2 команда – «Одни дома».

Вопросы:

- Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.

- Кого вы видите на картине?

- Какие игрушки вы видите на картине?

- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?

- Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?

- Как вы думаете, куда ходила мама?

- Кто оставался дома один?

- Что дети пообещали маме?

- Чем занималась Катя?

- А Вова?

- Чьи бусы рассыпались на полу?

- А кто их взял?

- Почему бусы оказались разорванными?

- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?

- Что сделал Вова?

- Какая стояла Катя?

Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл в машинки.

Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и примерила их. Но Вова сказал, что мама не разрешила их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда он стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.

Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

Задание № 5. «Пересказ»

Задачи: формирование связной монологической речи детей.

Сухомлинский Василий Александрович

«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

Вопросы:

- О ком этот рассказ?

- Где были девочки?

- Что сделали девочки после долгой дороги?

- Чьё пение услышали девочки?

- Почему песня соловья им так понравилась?

- Как поступила с остатками еды Лида?

- А что предложила Оля сделать с остатками еды?

- Что ответила Лида подруге?

- Почему Лиде стало стыдно?

Задание №6. Обучение рассказыванию с элементами творчества

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания

Цель занятия

Виды заданий

Обучение пересказу

- Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.
- Упразднения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы, компьютера).
- Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание.)
- Восстановление "деформированного" текста c последующим его пересказом:
а) подстановка в текст, пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений,
- Составление "творческих пересказов" - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Обучение рассказыванию по картинам

- Придумывание названия к картине или серии картин" а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).
- Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).
- Придумывание продолжения к действию" изображенному на картине (их серии).
- Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).
- Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
- Игра-упражнение "Угадай-ка", (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине" но не показанного фрагмента" закрытого экраном.)

Итог занятия

Существенными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • коррекционное формирование у них нужных языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
  • усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
  • формирование речевой практики как основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

В детском саду эти задачи могут быть успешно решены при условии совместной реализации общеобразовательных и коррекционных задач, при тесной преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей.

Логопед совместно с родителями подводит итоги игры, называется команда-победительница.

Ведущий. Наша игра подходит к концу. Давайте встанем в круг. А теперь соедините руки с руками тех, кто стоит рядом – и почувствуйте себя одним сплочённым коллективом. Никогда не забывайте, что мы все взаимосвязаны одним добрым и хорошим делом – воспитанием наших детей. «Вместе мы – сила!»