Цель: закрепление знаний родителей по теме развития связной речи у детей с ТНР; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в группе.
Задачи:
- уточнение знаний родителей по теме речевого развития дошкольников;
- создание в группе обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи;
- развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
- контроль за соблюдением родителями правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Правила игры:
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.
Организация игры: Родители разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На столах лежат колокольчики. Если команда готова ответить на вопрос, она подает сигнал колокольчиком. Если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Результаты игры подводятся в совместном обсуждении.
Ведущий: учитель-логопед Юрчак С.Н. – знакомит участников с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.
Оборудование: интерактивный экран; картинки-действия; конверты с изображением овощей и фруктов; схемы для составления рассказов; серии сюжетных картин «Кормушка», «Скворечник»; сюжетные картины «Общая горка», «Одни дома»; колокольчики; фишки желтого и зелёного цвета.
Вступительное слово.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ТНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Самостоятельно связная речь у детей с тяжёлыми нарушениями речи не формируется. Поэтому необходима чётко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий.
Основные направления работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР:
- Обучение рассказыванию как метод развития связной речи.
- Занятия по пересказу.
- Обучение рассказыванию по картинам.
- Обучение описанию предметов.
- Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Но работы только логопеда недостаточно. Для успешного овладения ребёнком, имеющим тяжёлые нарушения речи, связной речью необходима помощь Вас – родителей. Ребёнку необходимо закреплять знания, полученные в детском саду. Наша деловая игра подскажет, как правильно, грамотно это сделать.
Ход игры
Задание № 1. Составление предложений по картинкам (распространение)
Задачи: составление простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим распространением.
Ведущий. Командам предлагается составить предложения по картинкам с последующим распространением:
Примеры:
Что изображено на картинке? – Девочка рисует.
Что рисует девочка? – Девочка рисует бабочку.
Чем девочка рисует бабочку? – Девочка рисует бабочку карандашами.
Какими карандашами девочка рисует бабочку? – Девочка рисует бабочку цветными карандашами.
Задание № 2. «Реклама» (составление рассказов-описаний)
Задачи:
- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов,
- развитие обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;
- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Ведущий. Команды выбирают картинку с изображением овоща или фрукта. Нужно составить рассказ — рекламу по схеме, не называя предмет описания. Команды должны узнать овощ или фрукт по описанию. Чья реклама будет самой убедительной, достоверной, эмоциональной, тот и победит.
Примеры: Это овощ. Он красный, среднего размера, круглый. Этот овощ на вкус бывает сладким или кислым. Он гладкий, упругий, очень сочный. Его добавляют в салат, суп. Растёт он в огороде на кустике.
Задание № 3. «Составь рассказ по серии сюжетных картин»
Задачи: формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря с учетом особенностей конкретного картинного материала.
Ведущий. Каждой команде предлагается составить рассказы по сериям сюжетных картин с предварительным обсуждением:
Примеры:
1 команда – «Кормушка».
Вопросы:
- Какое время года изображено?
- Куда отправились дети?
- Почему дети решили сделать кормушку?
- Что им для этого понадобилось?
- Где дети повесили кормушку?
- Кто с радостью прилетел к кормушке?
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил её на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их в своей кормушке.
2 команда – «Скворечник».
Вопросы:
- Какое время года изображено?
- Какие признаки весны можно наблюдать на картинах?
- Почему скворечник пришёл в негодность за зиму?
- Каким стал скворечник?
- Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?
- Как работали ребята?
Почему дети отошли в сторону, когда увидели скворцов?
- Чему рады дети?
Наступила весна. На деревьях появились первые зелёненькие листочки. Дети гуляли в парке. Они увидели на ветвях деревьев скворцов, которые вернулись тёплых стран. Ребята заметили, что скворечник, висящий на дереве, пришёл в негодность. Он стал чёрным, ветхим, дряхлым. Дети решили помочь птицам. На уроке труда в школе они принялись за изготовление новых скворечников. Школьники взяли инструменты и строительный материал, и работа закипела. Работали ребята увлечённо, старательно. Когда скворечники были готовы, ребята отправились в парк. Учитель труда взял лестницу и повесил новые домики для скворцов на деревья. Дети отошли в сторонку, чтобы не мешать скворцам. Вскоре они услышали радостные голоса птиц и увидели, как скворцы заселяются в скворечники. Ребята были очень довольны.
Побеждает та команда, чей рассказ будет более полным, интересным? А вопросы более точными.
Задание № 4. «Составь рассказ по сюжетной картине (с придумыванием начала рассказа или проблемным сюжетом)»
Задачи:
- совершенствование диалога и навыков рассказывания,
- составление рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.).
Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей.
Ведущий. Каждой команде предлагается составить рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала рассказа или проблемным сюжетом:
Примеры:
1 команда – «Общая горка».
Вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Из-за чего спорят мальчики?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Как можно назвать наш рассказ?
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
— Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
— Катайся, Вова! Это горка общая.
2 команда – «Одни дома».
Вопросы:
- Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.
- Кого вы видите на картине?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один?
- Что дети пообещали маме?
- Чем занималась Катя?
- А Вова?
- Чьи бусы рассыпались на полу?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
- Что сделал Вова?
- Какая стояла Катя?
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл в машинки.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и примерила их. Но Вова сказал, что мама не разрешила их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда он стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.
Задание № 5. «Пересказ»
Задачи: формирование связной монологической речи детей.
Сухомлинский Василий Александрович
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Вопросы:
- О ком этот рассказ?
- Где были девочки?
- Что сделали девочки после долгой дороги?
- Чьё пение услышали девочки?
- Почему песня соловья им так понравилась?
- Как поступила с остатками еды Лида?
- А что предложила Оля сделать с остатками еды?
- Что ответила Лида подруге?
- Почему Лиде стало стыдно?
Задание №6. Обучение рассказыванию с элементами творчества
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания
Цель занятия |
Виды заданий |
Обучение пересказу |
- Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения. |
Обучение рассказыванию по картинам |
- Придумывание названия к картине или серии картин" а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду). |
Итог занятия
Существенными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:
- коррекционное формирование у них нужных языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
- усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
- формирование речевой практики как основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
В детском саду эти задачи могут быть успешно решены при условии совместной реализации общеобразовательных и коррекционных задач, при тесной преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей.
Логопед совместно с родителями подводит итоги игры, называется команда-победительница.
Ведущий. Наша игра подходит к концу. Давайте встанем в круг. А теперь соедините руки с руками тех, кто стоит рядом – и почувствуйте себя одним сплочённым коллективом. Никогда не забывайте, что мы все взаимосвязаны одним добрым и хорошим делом – воспитанием наших детей. «Вместе мы – сила!»