Оркестр русских народных инструментов – душа России

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Лекция-концерт

П.Пиццигони «Свет и тени» - ансамбль преподавателей.

Более 150 лет назад родился замечательный человек Василий Андреев. Он сделал открытие в мире музыки.

Однажды в Петербурге к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев и сказал, что хочет заказать музыкальный инструмент. Он показал нарисованный им чертёж инструмента, и мастер страшно удивился. Молодой человек попросил изготовить ему балалайку.

Андреев настаивал и даже просил, чтобы инструмент был сделан из лучших сортов дерева. Он показал мастеру искусство игры на балалайке и тогда мастер согласился.

Так началась история первого в России оркестра русских народных инструментов. В оркестре В.Андреева впервые запели вместе домры, балалайки, баяны, жалейки, гусли и мн.др. инструменты. Вскоре этому оркестру рукоплескала вся Россия, и даже за рубежом виртуоз-балалаечник Андреев и концерты его оркестра вызывали восторженный приём. Англичане после гастролей оркестра выписали из России 200 балалаек и ввели обучение игре на балалайке в нескольких полках английской армии.

И.Ильин «Старое банджо» - ансамбль преподавателей.

Состав инструментов русского оркестра сформировался не сразу. С годами он постепенно разрастался и расширялся. А началось всё с «Кружка балалаечников» в составе семи человек.

Сейчас на сцене вы видите ансамбль народных инструментов – это «младший брат» оркестра. Он состоит из различных групп инструментов. С ними мы и будем знакомиться.

Самая многочисленная по составу музыкантов струнная группа. В неё входят: домра-прима, домра-альт, домра бас.

Домра-прима – это инструмент с очень красивым, певучим звуком, напоминающим человеческое пение. Композитору широко используют звучание этого инструмента для раскрытия человеческих чувств и переживаний, для создания поэтических образов – нежной, мечтательной мелодией. Она обладает большими техническими возможностями, ярким красивым и сильным звуком.

А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»

Домра-альт – второй представитель струнной группы. По размерам она несколько больше примы, но уступает ей в блеске и яркости звучания, обладает более низким и густым звуком. Послушаем, как выразительно звучит альт, низкий тёплый звук которого соперничает с домрой по красоте и певучести звучания.

А.Иванов «Полька»

Самый большой по размерам и низкий по звучанию инструмент струнной группы – домра-бас. В оркестре это басовая и ритмическая основа. Иногда звучат соло, окрашивая мелодию в суровые мрачные тона.

Р.н.песня «То не ветер ветку клонит»

Следующая группа – группа балалаек: балалайка-примма, балалайка-секунда, балалайка-контрабас.

Балалайка – это типично русский оригинальный струнно-щипковый инструмент. Появился он в начале 18 века и быстро завоевал признание народа.

Балалайка я игрунья
Развесёлая певунья,
Просто я устроена
Из дощечек скроена.
Три струны, да три угла
Вот и все дела.

Этот инструмент обладает задорным, звонким  даже задиристым звуком, но иногда звучит мягко и задушевно.

Р.н.песня «Ай, все кумушки»

Балалайка-секунда в основном используется в роли аккомпанемента, вместе с басом они держат ритм. В отличие от примы звучит ниже и как бы заполняет звучание средних голосов чередованием гармонии.

Д.Шостакович «Вальс» - трио преподавателей.

Балалайка-контрабас – самый большой по размерам и низкий по звучанию инструмент этой группы. Контрабас составляет басовую и ритмическую основу. Композиторы используют этот инструмент для создания сурового трагического настроения. Иногда они звучат соло.

Б.н.песня «Янгали»

Много песен и стихов сложено о самом распространенном инструменте – гармонике. Русские мастера постоянно совершенствовали этот инструмент. В 1870 году тульский музыкант Белобородов создал так называемую хроматическую гармонику. И называть её стали – Баян. В наши дни баян стал распространенным концертным инструментом.

Разудалая гармонь
Заиграет только тронь.
Льётся наигрыш лихой
Над селом и над рекой
Под мелодию гармошки
Сами в пляс идут сапожки.

Р.н.песня «Барыня»

Сегодня вы пришли в наш концертный зал и услышали звучание русских народных инструментов. Долгое время эти инструменты использовались в сольной игре, а также как сопровождение к песням и пляскам. Сейчас вы послушаете, как играют на этих инструментах ученики нашей школы.

  1. В.Козлов «С неба звёздочка упала» - гитара
  2. В.Павин «На старте» - баян
  3. Г.Хейд «Чарльстон» - аккордеон
  4. Эстонский танец «Тульяк» - дуэт балалаек
  5. В.Андреев «Вальс» - домра

Есть еще одна группа инструментов, но сегодня на сцене мы её еще не видели. Эти инструменты украшают любой оркестр или ансамбль, они придают звучанию яркость, блеск и ритмическую частоту.

Это группа ударных инструментов. Сейчас проведём музыкальную викторину. Слушаем звучание, а затем угадываем название инструмента.

Барабан

Барабан – с древности использовался как сигнальный инструмент для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий. Ударяют по барабану колотушкой с мягким наконечником, палкой или руками. Играют как одиночными ударами, так и дробью, и тремоло. В оркестре часто создает ритмическую основу.

Треугольник

Треугольник – ударный инструмент, высокого регистра, представляет собой равнобедренный треугольник из стального прута незамкнутый в одном из углов. По треугольнику ударяют стальными палочками. Звук – чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком. Известен с 16 века.

Кастаньеты

Кастаньеты – испанский ударный инструмент, состоящий их двух пар деревянных чашеобразных пластин, соединенных шнурком. Ударяясь чашечки, издают щелкающий звук. Часто используются в танцевальной музыке, для создания особого ритма и колорита.

Колокольчики

Наиболее поэтичным инструментом группы ударных являются колокольчики – так называют набор металлических пластинок различной величины, по которым ударяют двумя металлическими палочками. Звонкий серебристый звук колокольчиков часто используется композиторами в сказочных произведениях, придавая им легкое, изящное звучание.

Бубен

Бубен – ударный инструмент, сочетающий в себе звук маленького барабана с перезвоном колокольчиков. Часто используется в танцевальной музыке.

День рождения русского народного оркестра – 20 марта 1888 года. Получается, что в этом году ему исполнилось 130 лет.

Василий Андреев в одном из писем писал: «Умирая, унесу с собой отрадную надежду, что и моя лепта, принесённая от чистого сердца на алтарь служения родины, не пропадёт бесследно…». И действительно эта музыка захватывает нас заставляя испытывать чувство радости и печали, она ведёт нас в мир сказочной мечты, зовёт к борьбе со злом во имя торжества добра и красоты.

А.Глебов «Танец» - ансамбль преподавателей.