Интенсивное развитие общения детей со сверстниками происходит в подростковом возрасте.
У подростка появляются новые интересы, что предполагает изменение своих отношений с окружающими людьми. Появляются повышенные требования по отношению к себе и ко взрослым. Он сопротивляется и протестует против детского отношения к нему, но в то же время не стремиться брать ответственность на себя за все свои поступки.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся понимать и себя и своих сверстников.
Общение оказывается настолько важным и интересным процессом, что у детей уроки и домашние обязанности отходят на дальний план. Общение с родителями также переходит на новый уровень. Становится больше противоречивых ситуаций.
В отношениях со сверстниками подросток старается реализовать себя и определяет свои границы и возможности в общении.
Для детей подросткового возраста важно умение общаться. Важно умение находить общий язык со сверстниками и правильно реагировать на различные тревожащие ситуации.
Школа является важным социальным институтом для детей. Она должна готовить ребенка к жизни, а жизнь – это не только академические знания, но и социализация.
В данном тренинговом занятии подростки смогут по-новому взглянуть на окружающих их одноклассников. Узнают о себе и окружающих что-то новое.
Цели:
- обобщить знания о понятиях «общение» и «коммуникация»;
- сплочение;
- научиться видеть индивидуальность в окружающих;
- научиться определять свои личные особенности;
Задачи:
- дать представление о понятие «общение», «коммуникация» и о их формах;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- развитие внимательного отношения к окружающим, к их внутреннему миру.
Ход тренинга
1. Разминка «У меня лучше всего получается…»
«У меня лучше всего получается…»
(все учащиеся продолжают фразу по кругу).
- Чему бы вы хотели научиться у других?
2. Мозговой штурм «Что такое общение?»
- Как Вы думаете, а что такое общение?
"Общение" - это какое-либо взаимодействие людей. В данном взаимодействии участники не только передают друг другу информацию, но и выражают какие-либо эмоции. Общение включает в себя эмоции, чувства, оценки.
Наука доказала, что человеку необходимо общаться.
В процессе общения человек реализует свою потребность быть признанным, уважаемым другими людьми.
Понятие «общение» очень часто путают с другим, более модным понятием «коммуникация». [3]
- Как Вы думаете, что такое коммуникация?
Коммуникация — это только передача определенной информации без эмоций.
Общение является диалогом. Этим можно подчеркнуть равноценность каждого человека в общении, в наличии множества разноречивых точек зрения.
- Как Вы думаете какие формы общения существуют?»
Выделяют множество форм общения:
- Межсоциумные (например, общение учителей и учеников в школе)
- Межгрупповые (например, общение между старшими и младшими)
- Межличностные (любое общение двух людей)
- Общение между личностью и группой [4]
3. Упражнение «Шеренга»
Группа молча, не разговаривая старается выстроиться в порядке того что называет ведущий. Например, цвет волос (от темного к светлому или наоборот), цвет глаз (коричневый, голубой, зеленый), дата рождения.) [1]
Ведущий: Заметьте, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку.
Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными, но есть и качества, делающие нас похожими.
Например, какие?
4. Упражнение "Волшебная рука"
Каждый участник группы на листе бумаги вверху записывает свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На пальце предлагается написать какое-либо одно свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем <ладошки> пускаются по кругу, и другие участники на и между пальцев пишут другие качества, которые присущи тому, чья ладошка. Обсуждение: Что нового Вы узнали о себе?
Акцент при обсуждении ставится на том, как мы себя воспринимаем по одному, а другие видят нас по-другому. [2]
5. “Ассоциации”
Один участник выходит за дверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников, заходит ведущий и задаёт вопросы:
- С каким деревом (цветком, сказочным героем, маркой автомобиля…) ассоциируется загаданный человек?
По ответам учащихся ведущий должен отгадать, кого же загадали. [3]
5. Упражнение «Рукопожатие»
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием» [1]
6. Рефлексия занятия
- Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?
- Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
Список литературы
- Грецов А. Тренинг общения для подростков – Спб.: 2008 г.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – ССПб.: Речь, 2010 г.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.
- Электронный ресурс: http://sitekid.ru/сhelovek/сhto_takoe_obshсhenie.htm