Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся через коррекцию агрессивных тенденций в поведении, для обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи:
- Актуализировать у детей внешний образ агрессивности человека, предоставить возможность сравнить себя с данным образом.
- Стимулировать вербализацию отношения учащихся к ситуации агрессивного воздействия.
- Обучить детей способам самоконтроля – отрабатывать навык реагирования на агрессивные воздействия.
- Проанализировать изменение отношения учащихся на ситуацию агрессивного воздействия.
Требования к оборудованию: тренинг проводится в помещении, оснащенном стульями по количеству участников, расположенными по кругу. Необходимо место для проведения игры на разрядку эмоционального напряжения.
- Таблички «Согласен», «Не согласен»
- Таблички со словами «Агрессия», «Улыбка»
- Табличка со значением слова «Комплимент»
- Маски поросят
- изображение Олимпийских колец
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех вместе! Внутренне улыбнитесь себе и всем присутствующим. Молодцы!
Я рада видеть ваши глаза и улыбки!
Сегодня мы учимся вести себя среди людей, общаться с детьми в классе, общаться на равных, без унижения и обид, выходить из трудных ситуаций.
ЗНАКОМСТВО
Детям предлагается познакомится друг с другом по кругу.
Ход проведения: Нужно представится по имени и сопроводить это определенным движением. Когда все участники представятся, по второму кругу, начиная с ведущего, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника.
Игра «Комплимент»
Ход проведения: Детям объясняется значение понятия «комплимент».
- «А сейчас мы с вами научимся говорить друг другу комплименты!» Приводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом. Начинает ведущий.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: создание возможности каждому участнику тренинга выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения.
Ведущий: Продолжаем работу. Сейчас мы с вами поговорим об агрессии. Подберите слова, на что похожа «агрессия» (злость, кулак, слезы, драка, кровь, ссора и т.д.). Подберите слова, на что похожа «улыбка» (солнце, подарок, друг, праздник, тепло и т.д.). Вы обратили внимание, какая атмосфера создалась в группе при слове «агрессия»? (тягостная, тяжёлая, напряженная, враждебная, неласковая). А какая атмосфера появилась при слове «улыбка»? (теплая, радостная, добрая, красивая).
Сегодня мы поговорим, что нам делать со своей агрессией? Что нам делать с чужой агрессией? И в этом нам поможет «листок гнева».
«Этот листок можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать до тех пор, пока вы не почувствуете, что это чувство уменьшилось и теперь вам легко с ним справится».
После этого попросите детей окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в «мешочек агрессии». Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
– «А теперь проведем дискуссию»
Дискуссия «Согласен – не согласен»
Цель: создание возможности каждому воспитаннику выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения; закрепление умения высказываться и отстаивать свою точку зрения.
Ведущий: Я говорю утверждение, а вам необходимо сделать выбор – согласны вы или нет с данным высказыванием. У нас получится две команды «согласен» и «не согласен». Итак,утверждение: «Агрессивному человеку живется легко!».
В течение 5 минут необходимо подготовить доказательства того, что агрессивному человеку живется легко – одна команда, трудно – другая команда. Затем один человек от каждой команды зачитывает доказательства, выработанные командой. Участники другой команды могут задавать вопросы. После обсуждения предложить участникам, хотят ли они перейти в другую команду. Если такие есть, то уточнить, почему они изменили свое мнение?
Игра «Критикуй, не обижая»
Эта игра является очень важной частью программы работы с агрессивным ребенком, так как она тренирует умение направлять свое недовольство не на бумагу, песок или воду, а непосредственно на того, кто вызвал у ребенка негативные эмоции. Конечно, форма проявления такого недовольства должна быть вежливой и не обижать человека. Ребенку следует стремиться не «сделать больно в отместку», а добиться изменений в поведении другого человека, чтобы ему снова стало комфортно с ним общаться. Иными словами, нужно учить детей конструктивной критике, а это - целое искусство. Поэтому не ожидайте всего и сразу, а начинайте постепенную работу в этом направлении.
Заранее заготовьте набор фраз, которыми ваш ребенок (или его одноклассники) склонен пользоваться, чтобы оценить проявления другого человека. В этой копилке у вас окажутся предложения типа: «Ты дурак», «Смотри, куда прешься, корова!», «С тобой со скуки помрешь!» и другие фразы, режущие ухо воспитанного взрослого. Можно записать эти грубости и обзывалки на отдельных листочках.
Ход проведения: «А сейчас мы с вами будем учиться, законам правильной критики, потому что каждому человеку можно объяснить свое недовольство вежливо и не обижая его. Как говорится в английской пословице «Язык не из стали сделан, а ранит сильнее» Теперь прослушайте законы правильной критики. К ним относятся:
- критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;
- говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;
- предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь;
- покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;
- избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;
- не приказывай, а предлагай человеку выбор.
Подведение итогов занятия
Мы узнали противоположные точки зрения отношения к агрессивности человека. Нашли положительные и отрицательные качества агрессивного человека. Каждый для себя решил, каким ему быть легче. Нашли пути решения своего недовольства.