Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной
деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность.
Л.С. Выготский
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни вашего ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.
Давайте уточним, что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их. И также ниже приведены некоторые игры и упражнения для работы с детьми в домашних условиях. Их можно отрабатывать не только дома, но и на прогулке, по дороге в детский сад или домой, в магазине и т.д.
1. Сформированность звуковой стороны речи
Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.
2. Хорошо развита мелкая моторика
- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Рисовать отдельные предметов, а так же объединять их единым содержанием.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Для развития мелкой моторики используем пальчиковую гимнастику, упражнения с шариками су-джок и иппликатором Кузнецова, изготовление аппликаций, лепку, плетение, вырезание ножницами, графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. Полезно развязывать узелки на шнурках, раскрашивать и рисовать (фломастеры не рекомендуются).
3. Сформированы фонематические процессы
Уметь различать звуки на слух. Владеть навыками звукового анализа и синтеза: уметь слышать и выделять первый и последний звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слоги и слова из звуков;
- Игра «Эхо» (са-са-за, сы-зы-сы, за-са-за);
- Игра «Кто больше придумает слов на заданный звук»;
- Игра «Не ошибись!»
Услышишь звук “С”, подними руки в стороны, а если услышишь звук “З”, то спрячь за спину (с-с-з-с-з-з-з-с-с-з-з-с-з-с-с-с-з-з-с)
Игра «Домики». Перед ребенком раскладываем набор карточек, в названии которых есть нужные звуки. Затем ребенок определяет «дежурный» звук и кладет эту карточку в соответствующий звуковой домик. Таким образом, раскладывает все карточки.
4. Иметь хороший словарный запас
а) Важно знать следующие лексические темы:
- человек, части тела;
- геометрические фигуры;
- овощи;
- фрукты;
- грибы;
- ягоды;
- деревья;
- цветы;
- одежда, обувь, головные уборы;
- семья;
- посуда;
- продукты питания;
- мебель;
- животные (дикие, домашние, севера и жарких стран);
- детеныши животных и птиц;
- птицы (перелетные, зимующие, домашние);
- транспорт, правила дорожного движения;
- профессии;
- времена года, название месяцев.
Правильно, чтобы ребенок мог ответить не только на вопрос: «Какие фрукты (овощи, мебель…) ты знаешь?», но и «Что такое яблоко (клубника, сапоги...)?» (яблоко - это фрукт, клубника - это ягода и т.д.)
«Назови одним словом»
Корова, лошадь, собака, кошка (платье, майка, шорты, свитер и т.п.)
«Классификация»
Разложить предметные картинки по группам.
Игра «Нужно – не нужно»
Я хочу посадить огород. Какие овощи будем выращивать, картошка нужна? - Да. Слива нужна? - Нет.
(Я хочу посадить сад, купить в магазине себе обувь и т.д.)
«Четвертый лишний»
Три картинки из одной темы, а четвертая относится к другой (огурец, помидор, яблоко, свекла) - Какая картинка лишняя? Почему?
«Магазин посуды»
Посуда для хлеба-хлебница, посуда для масла - маслёнка, посуда для соли - солонка, посуда для сахара - сахарница.
б) Активно использовать словарь синонимов и антонимов.
«Как сказать по-другому»
«Скажи наоборот»
в) Хорошо развит глагольный словарь.
«Кто какой голос подает?»
Собака - лает, петух - кукарекает, лягушка - квакает…
«Кто как передвигается?»
Змея - ползает, заяц - прыгает, муха - летает…
«Кто чем занимается?»
Врач - лечит, учитель - учит, портной - шьет и т.п.
«Что происходит в природе»
Солнце - светит, ручьи - журчат…
«Как движется транспорт?»
Машина - едет, самолет - летит, корабль - плывет…
г) Необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться словарем прилагательных. Знал:
- цвета и оттенки;
- прилагательные вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый..);
- прилагательные, связанные с настроением (грустный, печальный, веселый, усталый…);
- относительные прилагательные (апельсиновый, деревянный, пассажирский..);
- притяжательные прилагательные (лисья голова, собачий хвост, заячьи уши, мамина кофта, папина машина…);
«Лови, бросай-цвета называй»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному (красный - мак, флаг; желтый - лимон, цыпленок..)
«Скажи какой»
Апельсин-круглый, оранжевый, сочный, сладкий, вкусный…
«Чья голова (чей хвост, нос..)?»
«Бывает – не бывает»
Уши у зайца-короткие, круглые?...
5. Сформирован грамматический строй речи
а) Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:
- образовывать прилагательное от существительного;
- правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- изменять существительные по числам и падежам;
- изменять глаголы по родам и числам;
- согласовывать числительные и прилагательные с существительными.
«Приготовим сок. Какой сок?» (варенье,
Сок из апельсина-апельсиновый, из
- «Один - много»
- «Мой, моя, моё»
б) понимать и употреблять простые и сложные предлоги.
«Где машинка? (зайка, мячик..)»
Играем с любимой игрушкой. Ставим под стул (кладем на стол, убираем в шкаф), ребенок проговаривает, где машинка (стоит под стулом, выезжает из-за стула, выглядывает из-под стола и т.п.)