Групповое занятие по теме "Зима" в старшей группе ДОУ

Разделы: Логопедия


Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

Каждый день всегда, везде:
На занятии и в игре
Четко громко говорим
И тихонечко сидим!

2. Знакомство с темой

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

 Молодцы!

- Какой день зимой?

- Какая ночь?

- Что можно сказать о снеге?

- Какой бывает лед?

- Перечислите зимние месяцы.

3. Образование относительных прилагательных

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты:

- Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- Если метет метель, то погода какая? (метельная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»

Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

  • Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
  • Метель мела и все тропинки – (замела).
  • Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
  • Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
  •  Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец)
Лёд – (ледок)
Холод – (холодок)
Снежинка – (снежиночка)
Метель – (метелица)
Сосулька – (сосулечка)
Ветер – (ветерок)
Санки – (саночки)
Горка – (горочка)

6. Дыхательные упражнения

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

 7. Образование родственных слов

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка

Логопед:

Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима,

 Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома,

 Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт,

 Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт,

 Имитируют

Мы катаемся на санках,

 Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги,

 Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах,

 Имитируют

И играем все в снежки.

 Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки. 
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

11. Заключительная часть

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.