Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.
Каждый день всегда, везде:
На занятии и в игре
Четко громко говорим
И тихонечко сидим!
2. Знакомство с темой
Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
Молодцы!
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Что можно сказать о снеге?
- Какой бывает лед?
- Перечислите зимние месяцы.
3. Образование относительных прилагательных
Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты:
- Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»
Дидактическая игра «Что наделала зима?»
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?
- Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
- Метель мела и все тропинки – (замела).
- Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
- Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
- Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец)
Лёд – (ледок)
Холод – (холодок)
Снежинка – (снежиночка)
Метель – (метелица)
Сосулька – (сосулечка)
Ветер – (ветерок)
Санки – (саночки)
Горка – (горочка)
6. Дыхательные упражнения
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
7. Образование родственных слов
Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
8. Физкультминутка
Логопед:
Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, |
Дети разводят руки в стороны |
Стали белыми дома, |
Складывают руки домиком над головой |
Снег на улице идёт, |
Двигают руками сверху вниз |
Дворник улицу метёт, |
Имитируют |
Мы катаемся на санках, |
Приседают, руки вытягивают вперёд |
Пишем на катке круги, |
Руки закладывают за спину, медленно кружатся |
Ловко бегаем на лыжах, |
Имитируют |
И играем все в снежки. |
Лепят и бросают снежки |
9. Загадки
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед читает:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
11. Заключительная часть
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.