Цели урока:
- Познакомить с приёмами изготовления развёртки конуса, в основании которого лежит круг.
- Развитие познавательного интереса, коррекция мелкой моторики рук.
- Воспитание самостоятельности, усидчивости.
Планируемый результат: уметь сделать развёртку конуса, знать его части.
Основные понятия: «конус», «вершина конуса», «боковая поверхность», «основание».
Методы работы:
- частично-поисковые
- словесные
- наглядные
- практические
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель организует начало урока. Активизируется внимание учащихся.
Ученики демонстрируют готовность к началу урока.
Учитель: Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с объёмным геометрическим телом и выполнили его развёртку. Как называется это геометрическое тело? Цилиндр.
- Давайте повторим: из чего состоит цилиндр? Учащиеся выходят к доске, берут цилиндр и говорят из чего, он состоит. (Верхнее и нижнее основания, боковая поверхность и высота).
- Высота в цилиндре, что это? (Это перпендикуляр между основаниями цилиндра).
- Молодцы!
- Назовите предметы, имеющие форму цилиндра (консервная банка, пенал-тубус, труба, стакан и т.д.
- Домашнее задание было цилиндр превратить в предмет (Разбор и оценивание работ). Лучшими были признаны три работы: ваза, банка сгущенного молока и бочка с радиоактивными отходами.
Итог.
III. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня мы с Вами познакомимся с новым геометрическим телом и сделаем его развёртку, а с каким, Вы узнаете, если разгадаете ребус. Слайд 2.
Учащиеся разгадали: Конус.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему: «Конус». Запишем в тетрадь: Конус - это объёмное геометрическое тело, в переводе с греческого означает «сосновая шишка». Слайд 3
- Давайте разберём из чего состоит конус. Как вы думаете? Слайд 4,5
Высота в полном конусе - это отрезок, который соединяет вершину с центром круга (основания). Основание конуса - это круг.
Итог.
IV. Изучение нового материала
Учитель: У Вас на столе лежат альбомные листы с готовой развёрткой конуса. Вам нужно аккуратно вырезать и склеить.
Выполнение развёртки конуса учащимися. III группа – индивидуальная помощь.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
V. Физминутка. Гимнастика для глаз
- Чтобы отдохнули глаза, давайте посмотрим вверх, вниз, направо, налево (повторить 4-5 раз), нарисуйте глазами восьмёрку (повторить 4-5 раз), затем первую букву своего имени (повторить 4-5 раз).
- Молодцы, продолжаем работу!
VI . Практическая работа
Стихотворение «КОНУС».
Читает учитель:
Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС - шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала. –
Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.
- Какие предметы в стихотворении конусообразной формы?
Иллюстрация предметов конусообразной формы (шляпа звездочёта, воронка, кулёк) из картона.
Учитель вызывает к доске 3 учащихся и предлагает каждому сделать один из предметов конусообразной формы, который они услышали в стихотворении.
Шляпу звездочета делаем из цветного картона сворачиваем конусом, обрезаем полукругом внизу лишний картон и скрепляем степлером.
Воронку делаем из белого листа бумаги, сворачиваем в виде конуса, подгибаем внутрь воронки лишнюю бумагу и скрепляем скрепкой. Демонстрируем возможности нашей воронки наглядно: держим импровизированную воронку над бутылкой и наливаем воду.
Кулёк для семечек сворачиваем из газеты, закрепляем внизу и насыпаем семечки.
VII. Дополнительная информация о конусе
«Конус в архитектуре» слайд 6.
При построении различных зданий и сооружений очень требуются познания в области геометрии. Очень часто мы встречаем конус в элементах архитектуры. Ярким примером этого наблюдения является конус, который лежит в основании крыш домов. Круглые башни строений покрыты коническими крышами, которые напоминают воронки, перевернутые острым концом вверх.
«Конус в природе» слайд 7,8.
В природе форму конуса имеют: ель, сосульки и морковь.
Вулканы имеют форму конуса:
Стратовулканы – классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.
Шлаковые или тефровые конусы – имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).
Конусы (лат. Conidae, англ. Conus)— семейство хищных брюхоногих моллюсков. Конусы — ночные хищники, прячущиеся днём в песке, а своих жертв, в роли которых обычно выступают многощетинковые черви и моллюски (реже — ракообразные и рыбы), конусы парализуют с помощью яда.
«Конус в жизни человека» 9,10.
Предметы, напоминающие форму конуса: детская пирамидка, ведро пожарное, рожок мороженого, шляпа звездочёта, колпак, терка, колокольчик, коническая берестяная юрта кочевников, конус дорожный оградительный, стакан или ваза.
VIII. Закрепление изученного материала.
Учитель: Давайте вспомним, что такое конус? Из чего состоит конус?
- Из предложенных геометрических тел выбрать конус:
IX. Домашнее задание
Раскрасить конусы, превратить их в предметы.
X. Подведение итогов урока
Итак, мы с Вами познакомились с понятием конуса, его элементов.
- Расскажите по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок. Слайд 11.