Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Ш.А.Амонашвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока. Игра в полной мере соответствует активной природе младших школьников. Знания становятся понятны детям в том случае, если усвоение их происходит активно. В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические игры, так как при использовании их на уроках, происходит активное усвоение знаний.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Дидактическая игра - это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Игре, как одному из основных видов деятельности в жизни маленьких учеников отведено необходимое место в учебно-воспитательном процессе. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе. Необходимо включить элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным [2].

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал. Дидактическая игра – это ещё и игровая форма обучения, которую, в основном, применяют при обучении младших школьников.

Дидактическая  игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает широкие образовательные возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется ряд причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С.Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и воспитании» [1]. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. 
  2. Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учитель»).
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не способствуют, не соответствуют друг другу.

В педагогической теории накоплен значительный материал о возможностях игры в процессе обучения, развития и воспитания. Исследователи едины во мнении о том, что в игре в наибольшей степени проявляются индивидуальные особенности личности.

Существует  огромное количество дидактических игр, поэтому естественно, встаёт вопрос об их классификации. Педагогическая классификация, представленная в таблице, призвана стать ориентиром в многообразии игр, источником информации о них. Данная классификация не является полной и включает в себя лишь некоторые основания для классификации [3, 4].

Дидактические  игры

по характеру педагогического процесса

обучающие

воспитывающие

развивающие

Соотношение с материалом

Словесные игры

Игры с дидактическими игрушками

псевдосюжетные

Настольно-печатные

Виды проведения

Игры-путешествия

Игры-загадки

Игры-беседы

Игры-поручения

Игры-предположения

По числу участников

групповые

Коллективные

индивидуальные

     Рекомендуется в начальных классах чаще использовать следующие виды игр:

  • развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;
  • коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям.

При подборе и разработке игр некоторые педагоги исходили из основных закономерностей обучения. Назовём главную из них: «Обучение происходит только  при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой».

Учитывая эту закономерность, они разрабатывали и отобрали игры с учётом разнообразных видов деятельности их можно отнести к следующим группам:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу или по указанию. Например, составляют узоры по образцу и другое.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся большое число игр, способствующих формированию вычислительных навыков: «Охота на лис», «Определи курс движения самолёта», « Лабиринт».

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

К ним можно отнести «Я – учитель», в которой ребята проверяют выполненную кем то работу «Контролёр».

Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность. Например, игра «Слова – перебежчики».

Игра, включающая элементы поисковой деятельности.

Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различие, интересен поиск недостающего элемента. Другие педагоги выделяют следующие виды дидактических игр:

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность и облегчают преодоление трудностей.

Игры-поручения по содержанию проще, но по продолжительности короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения (что было бы…) Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе данных игр лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать вывод.

Игры-беседы. В основе обобщение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мысли- тельных процессов.

Некоторые исследователи делят дидактические игры на две группы: наглядные; словесные.

Игры – с использованием средств наглядности, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалом и игры с различными игрушками. К дидактическим играм с использованием наглядности можно также отнести игры-инсценировки.

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении.

Одним из современных игр для обобщения являются программированные дидактические игры. В них игровое действие происходит при использовании техники – на произведённое действие, в качестве ответа, появляется обратная связь - звуковой или световой сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, дети контролируют, правильно ли соблюдаются ими определённые правила. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети.

Дидактические игры по числу участников в них делятся на:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Очень важно различать дидактические игры и игровые моменты. Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр, вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий, и поведение учащихся в процессе игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановке. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые озвучиваются правилами игры, предоставляют учащимся возможность проявлять свои способности, применять имеющиеся знания для достижения целей игры.

Основой дидактической игры, которая содержит её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются на уроке. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из этих элементов  нарушает логику игры. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие приводит к повышению организованности игры, к желаемому результату. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Всё это позволяет сформировать основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к изучению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватно взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры в обучении требует соблюдение некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

  1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
  2. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
  3. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
  4. Игры должны проходить под наблюдением учителей.
  5. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыха для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель должен организации дидактических игр на уроках в начальной школе:

  1. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
  2. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  3. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  4. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
  5. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Ценность дидактической игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, он формирует не только игровые, но и реальные отношения, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру, как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя дидактической игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, стремиться, проявлять усилие, и находить, так же и обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Список литературы

    • Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1987. – 528 с.
    • Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. - №4. – С. 51.
    • Удальцова Е.И. Дидактические игры. — М., 1996.-76с. З. Савченко ОЯ. Дидактика начальной школы. - К., 1997. — 516с.
    • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Наука, 1984. – 518с.