Мы часто задаемся вопросом «Почему рекламные ролики дети запоминают без затруднений, легко воспроизводят?». Если провести краткий анализ показа рекламы, мы обратим внимание на несколько «трюков» используемых авторами: время – от 1 до 3 минут, яркие краски или объекты, являющиеся основополагающими в теме, мало текстовой информации и ничего «лишнего».
Сегодня мы знаем, что над созданием рекламного ролика обычно работают минимум два человека: один пишет текст или сценарий - это копирайтер, а другой придумывает изображение или видеоряд - арт-директор. Получается учитель – предметник, создающий и реализующий свой замысел – это копирайтер и арт-директор в одном лице.
Конструирование, интегрирование, структурирование, систематизация и обобщение знаний – важные аспекты в деятельности учителя-предметника. Средствами логико-графического структурирования учебного материала по химии являются: схемы, матрицы, диаграммы, таблицы, графики, опорные конспекты, ментальные карты, инфографика и т.д.
Создание графической схемы - это искусство. Цель составления графических схем по предмету химия: развитие ценностно-смысловых, информационных и коммуникативных компетенций обучаемых. Основная задача графических схем - активное восприятие информации, понимание, запоминание и воспроизведение материала.
В педагогической психологии большое внимание уделяется зрительному восприятию. В психологии восприятия существует такое понятие, как «гештальт» (нем. Gestalt – форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов.[1] Согласно положениям гештальт-психологии, зрение объединяет отдельные элементы и создает образ фигуры. Человек, используя так называемый «умственный» гештальт, выделяет из фона фигуру. Другие указатели (фигуры, линии, выноски, элементы знаний, пустоты) воспринимаются только как фон.
Приемы логико-графического структурирования в данной статье мы рассмотрим на примере создания инфографики по теме «Общая характеристика неметаллов» – 9,11 класс. В учебнике «Химия 9 класс» под редакцией Н.Е.Кузнецовой, 2016 г., с. 57 приведен следующий текст: «В этом разделе вы получите целостные представления об элементах-неметаллах. Учитывая, что вы имеете некоторый запас знаний о них, умеете использовать периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева далее (ПСХЭ Д.И.Менделеева)». В процессе создания инфографики по выше указанной теме графически отображаются выводы, приведенные в учебнике на с.63: положение неметаллов в периодической системе химических элементов, строение атома, изменение свойств неметаллов в периодической системе, водородные соединения неметаллов. При рассмотрении данной учебной темы учитель намечает крупные блоки изучаемого материала, например, положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева – выделяем графический объект - круг, включает в каждый круг неметалл. Строит условный треугольник, вершинами которого являются неметаллы. Полученная фигура отражает положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, поэтому место положения данной фигуры в центре графики. Далее учитель проводит важнейшие взаимосвязи между изучаемыми элементами знаний по теме «Общая характеристика неметаллов», выделяя ключевое слово – неметаллы, продумывает их размещение на листе А-4.
Основная задача инфографики через «умственный» гештальт выделить ступенчатую фигуру, которая зеркально отражает как план изучения (повторения) текущей темы, так и самостоятельное изучение материала. Вариантов применения инфографики на уроках химии много. Один из примеров поэтапного применения карты на уроке в 9 классе, тема «Общая характеристика неметаллов»:
- Первый этап урока - активизация знаний учащихся: самостоятельная запись учащимися темы урока; составление плана изучения темы; определение целей и задач.
- Второй этап урока – операционный: самостоятельная работа с учебником; заполнение графических объектов; выполнение упражнений; определение и устное воспроизведение места положения неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева; определение трудностей в написании уравнений химических реакций.
- Третий этап урока – практический: достижение поставленных целей и задач на уроке; выполнение контрольных заданий; подведение итогов урока.
Использование знаково-символических средств по предмету химия помогает учащимся лучше запомнить материал, представить его пространственную компоновку, вырабатывает навыки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата познания и применения учебных элементов по предмету химия.
Список использованной литературы
- Егидес А.П., Егидес Е.М. Е29 Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. — М.: ACT–ПРЕСС КНИГА, 2004. — 320 с.
- Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 9 класс. М., «Вентана–Граф», 2011 г. – 285 с.
- Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. — Ростов-н/Д: Феникс, 2006. — 336 с.