Пояснительная записка
Преподавание алгебры в 7-м классе ведётся по учебнику А.Г.Мерзляка, В.Б.Полонского и др. «Алгебра-7». По учебному плану на изучение алгебры в 7-м классе отводится 3 часа в неделю (102 уроков в год). В соответствии с программой изучается раздел «Функции». В рамках этого раздела содержится тема «Линейная функция, её график и свойства» (пятый урок в теме). Данный урок является вторым в теме. На нём происходит изучение нового материала и его первичное закрепление. В результате проведения исследований в группах, проанализировав полученные результаты, учащиеся устанавливают закономерность, как расположены графики линейной функции в зависимости от числа k и знака коэффициентов k и b, презентуют с помощью документ камеры результаты своей работы, представляют алгоритм действий при решении подобных заданий. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, выполнение заданий со сменой установки, индивидуальная и групповая работы. Урок динамичен, использование различных форм и методов, использование проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода.
Цель урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению нового материала (установить закономерность, как расположены графики линейной функции в зависимости от числа k и знака коэффициентов k и b) и овладению умением строить график линейной функции.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование умения работать в группе при обсуждении ситуативных задач на исследование функций и при построении их графиков; воспитание умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении задач.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие умения самостоятельно выбирать основания и критерии для схематического построения графика линейной функции (область определения функции, множество ее значений, расположение графика функции от знаков коэффициентов к и в), развивать умение применять, создавать и преобразовывать символы линейной функции для построения графиков; развитие умений планировать последовательность анализа свойств линейной функции для построения ее графика и его чтения, оценивать учебную деятельность как свою, так и одноклассников.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: работать над формированием умения выделять линейную функцию из множества других функций; работать над формированием умения строить график линейной функции; работать над пониманием того, как расположен график линейной функции в зависимости от знака коэффициентов k и b; работать над формированием умения извлекать необходимую информацию из графика функции.
Формируемые методологические умения: способность учащихся
а) ставить проблемы в своей деятельности, конкретные цели, самоопределяться (на этапе целеполагания);
б) контролировать свою деятельность (в ходе выполнения самостоятельной работы);
в) добиваться намеченного результата и быть максимально гибкими в поиске необходимых для этого средств мыслительной деятельности (в ходе выполнения исследовательской работы);
г) усваивать теоретические знания;
д) в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала (в ходе заполнения таблицы);
д) к рефлексии познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ камера, дидактический раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, исследовательская работа.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения |
1. Мотивационно-ориентировочный блок |
|||
1.1. Этап актуализации опорных знаний |
Учитель приветствует учащихся. Читает эпиграф "Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому" (Д.Пойа) и предлагает попытаться ответить на вопрос "Согласны ли вы с этим высказыванием ?" |
Выбирают изученные ранее понятия, дают им определения. |
Л: умение точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, проявление активности |
Предлагает проверить теорию по изученной теме, заполнив пропуски в тексте. | Выполняют работу индивидуально в листах самоконтроля (приложение 2), осуществляют взаимопроверку, сравнивая ответы с эталоном (на слайде в презентации). | ||
1.2. Этап выделения проблемного поля и целеполагания
|
Демонстрирует учащимся графики нескольких функций (приложение №3). 1. Назовите номера графиков, на которых изображены графики линейной функции. |
Записывают в тетради число, вид работы, тему урока. Вступают в диалог с учителем. Предлагают варианты ответов на его вопросы. В ходе коллективного обсуждения приходят к выводу, что расположение графика функции как - то зависит от знаков коэффициентов k и b и от коэффициента к. |
К: умение высказывать собственные мысли, умение слушать и воспринимать другого, понимать собеседника. П: умение перерабатывать информацию, выделять существенные признаки Р: самостоятельное выделение и формулирование целей. Л: личностное самоопределение, осознание необходимости получения новых знаний. |
Просит: "Сформулируйте тему и цель урока". |
Формулируют тему "График линейной функции" и цель "Выяснить зависимость расположения графика линейной функции от числа k и от знака коэффициентов k и b, получить новые знания по этой теме и применить эти знания в ходе решения задач". |
|
|
2. Организационно-деятельностный блок |
|||
2.1. Этап исследования |
Делит учащихся по группам (приложение 4). Вручает каждой "Лист исследования". (приложение 5). |
Рассаживаются по группам. Работают в группах: заполняют таблицу, строят графики функций, делают выводы. |
П: строить логические цепочки рассуждений, выделять существенное, подводить под понятия. |
2.2. Этап презентации |
Просит ознакомить всех с результатами исследования. |
Представитель каждой группы выходит к доске, с помощью документ камеры презентует исследование, делает выводы о взаимном расположении графиков функций и о том, как по графику функции определить знаки коэффициентов к и b. |
Л: осознание своей ответственности |
Физкультминутка (для глаз) |
|||
2.3. Этап первичного усвоения новых знаний |
Проводит устную работу (приложение 7) 1. Определите знаки коэффициентов k и b. |
Отвечают устно. |
Р: использование алгоритмов в реализации деятельности по достижению учебных целей. |
Проводит обучающую самостоятельную работу: по данному графику функций определить знаки коэффициентов k и b. |
Выполняют самостоятельную работу в листах самоконтроля. |
П: умение применять изученные знания для решения задач. |
|
Организует групповую работу учащихся: построить в одной системе координат графики функций: |
Выполняют задание учителя. Сверяют свои результаты с эталоном (в презентации). |
Л: находчивость активность при решении задач. |
|
Задаёт вопрос: всегда ли надо строить графики функций, чтобы найти координаты точки их пересечения? |
Работают с учебником §23. Отвечают на вопрос учителя. Составляют алгоритм решения подобных задач. |
Р: формирование умений планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
|
Проводит самостоятельную работу №874(2) |
Самостоятельно выполняют №874(2) в листах контроля. (Один ученик работает на переносной доске)
|
Р: формирование умения использовать алгоритмы в реализации деятельности по достижению учебных целей. |
|
3. Рефлексивно-оценочный блок |
|||
Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает учащимся вспомнить, какую цель ставили в начале урока. Спрашивает, достигли ли ее. Согласны ли с эпиграфом. Организует рефлексию. Предлагает из облака слов выбрать наиболее значимые слова для каждого ученика и записать с их помощью свое отношение к работе на уроке (приложение 8). |
Соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, выясняют на какие вопросы найдены ответы, а на какие еще нет. Составляют свое маленькое резюме о своей работе на уроке. |
Л: умение оценивать свои достижения |
Литература
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Учебник «Алгебра–7» под редакцией А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского и др.
- Методическое пособие для учителя Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк к учебнику.
Интернет ресурс
4. https://wordart.com/create