Подарок от бабушки Маланьи

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Патриотическое воспитание

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: игра «У Маланьи», куклы обрядовые, коррекционная работа, куклы обереги, кукла «Пеленашка», изготовление народной куклы


Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция с другими образовательными областями:

  • «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных представлений о мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и ценностей, принятых в обществе.
  • «Речевое развитие»: развитие связной речи.
  • «Художественно-эстетическое развитие»: формирование у детей эстетического отношения к миру, развитие эстетического вкуса, художественных способностей.

Цель: создание условий для познавательного развития детей через знакомство с народной куклой.

Задачи:

  • коррекционно-образовательная: знакомить с историей и видами народных тряпичных кукол, формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
  • коррекционно-развивающая: развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать  предметный словарь, словарь признаков, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук, координацию речи с движением; творческое воображение, фантазию, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, развивать умение работать с опорой на схему;
  • коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес и уважение к русским традициям, дать возможность проявить себя в творчестве, умение видеть и понимать красоту и самобытность русской культуры.

Оборудование: сундук с куклами (куклы-обереги, обрядовые куклы, игровые). Подносы с лоскутками, тесьма для завязывания, картинки с изображением кукол, запись игры-песни «У Маланьи, у старушки».

Словарная работа: кукла Пеленашка, куклы-обереги, обрядовые, игровые.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок;
  • Прослушание и заучивание русских народных песен, хороводов;
  • Беседа «Откуда берутся игрушки».

Ход интегрированной  образовательной деятельности

Этапы

Содержание этапов

Обоснование методические приёмы, индивидуальная работа

I. Мотивационно-ориентировочный этап.
Организационный  момент.

Цель: формирование интереса и эмоционального настроя к предстоящей деятельности

1. Появляется бабушка Маланья с сундучком:
– Здравствуйте,  ребятишки, девчонки и мальчишки! Я не просто к вам пришла, сундучок вам принесла. Что в сундучке узнаете, отгадав загадку

Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила, в сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)

Сюрпризный момент.
Информационно-рецептивный (активизация зрительного восприятия и внимания)

- Из чего сделана кукла? Из какого материала?
(из  материи, ленточек, ниток)

(Ответы детей)

Вопросы к детям направлены на развитие умения рассуждать
- Вам нравится кукла? Кукла, она какая?
- Можно ли такую куклу купить в магазине? (Ответы детей)
-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу сделали своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Активизация слов-признаков

II. Мотивационно-побудительный этап.

Цель: создание условий для формирования интереса к теме НОД

2. - Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
- Где мы можем узнать информацию об этой игрушке?
(Ответы детей)

- Я хочу пригласить вас в музей народной куклы.
- Хотите побывать в музее?
(Ответы детей)

- Куклы бывают разные.(Показать на стене картинки кукол)
- Что можно делать с этими куклами?
(Ответы детей)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.

3. Рассказ воспитателя (Маланья)
«Народные тряпичные куклы» (история кукол, виды кукол)
В жизни наших предков кукла играла огромную роль: она была участницей многих праздников и обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей. По своему назначению куклы можно разделить на три большие группы: куклы-обереги, обрядовые и игровые. Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
(просмотр презентации)

Вопросы к детям направлены на развитие умения рассуждать

4. А ещё на Руси любили петь песни, водить хороводы, играть. Хотите поиграть?

Игра-песня «У Маланьи, у старушки»
(Дети выполняют движения по тексту)

Снятие напряжения, эмоциональная разрядка, развитие моторики и речи, двигательной активности

III. Практический этап

Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач

Маланья: - А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек!
- Как её можно назвать?
(Ответы детей)

Вопросы к детям направлены на развитие умения выражать словами свои мысли, умение рассуждать

Маланья: - Раньше новорождённых детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от зла.
- А называли эту куклу Пеленашка.
- Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?
(Ответы детей)
Индивидуальная коррекционная работа: проговаривание слов, развитие мелкой моторики
- Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
- А хотите научиться их делать своими руками?
(рассматривание таблицы - алгоритма действия изготовления куклы.)
Дети самостоятельно выбирают материал для изготовления куклы с опорой на схему. Изготавливают куклу.
Вместе с Маланьей поют колыбельную.
Выполнение практической творческой работы, фантазирование, развитие плавности, выразительности речи

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Цель: развитие навыка продуктивного подхода к самооценке деятельности

- Вам понравилось?
- Что было  интересным, трудным, весёлым?
- У нас всё получилось?
- О чём  бы ты, (имя ребёнка), рассказала сегодня дома?
- Мне с вами было очень интересно!
Спасибо!

Словесный метод: вопросы к детям
(развитие диалогической речи; положительных эмоций, самооценка ответа, осознание себя как участника познавательного творческого процесса)