Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с другими образовательными областями:
- «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных представлений о мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и ценностей, принятых в обществе.
- «Речевое развитие»: развитие связной речи.
- «Художественно-эстетическое развитие»: формирование у детей эстетического отношения к миру, развитие эстетического вкуса, художественных способностей.
Цель: создание условий для познавательного развития детей через знакомство с народной куклой.
Задачи:
- коррекционно-образовательная: знакомить с историей и видами народных тряпичных кукол, формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
- коррекционно-развивающая: развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать предметный словарь, словарь признаков, развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук, координацию речи с движением; творческое воображение, фантазию, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, развивать умение работать с опорой на схему;
- коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес и уважение к русским традициям, дать возможность проявить себя в творчестве, умение видеть и понимать красоту и самобытность русской культуры.
Оборудование: сундук с куклами (куклы-обереги, обрядовые куклы, игровые). Подносы с лоскутками, тесьма для завязывания, картинки с изображением кукол, запись игры-песни «У Маланьи, у старушки».
Словарная работа: кукла Пеленашка, куклы-обереги, обрядовые, игровые.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок;
- Прослушание и заучивание русских народных песен, хороводов;
- Беседа «Откуда берутся игрушки».
Ход интегрированной образовательной деятельности
Этапы | Содержание этапов |
Обоснование методические приёмы, индивидуальная работа |
I. Мотивационно-ориентировочный этап. Цель: формирование интереса и эмоционального настроя к предстоящей деятельности |
1. Появляется бабушка Маланья с сундучком: Волосы льняные, |
Сюрпризный момент. |
- Из чего сделана кукла? Из какого материала? (Ответы детей) |
Вопросы к детям направлены на развитие умения рассуждать | |
- Вам нравится кукла? Кукла, она какая? - Можно ли такую куклу купить в магазине? (Ответы детей) -Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу сделали своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу. |
Активизация слов-признаков | |
II. Мотивационно-побудительный этап. Цель: создание условий для формирования интереса к теме НОД |
2. - Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? - Я хочу пригласить вас в музей народной куклы. - Куклы бывают разные.(Показать на стене картинки кукол) 3. Рассказ воспитателя (Маланья) |
Вопросы к детям направлены на развитие умения рассуждать |
4. А ещё на Руси любили петь песни, водить хороводы, играть. Хотите поиграть? Игра-песня
«У Маланьи, у старушки» |
Снятие напряжения, эмоциональная разрядка, развитие моторики и речи, двигательной активности | |
III. Практический этап Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач |
Маланья: - А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками? |
Вопросы к детям направлены на развитие умения выражать словами свои мысли, умение рассуждать |
Маланья: - Раньше новорождённых детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от зла. - А называли эту куклу Пеленашка. - Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка? (Ответы детей) |
Индивидуальная коррекционная работа: проговаривание слов, развитие мелкой моторики | |
- Хотели бы вы поиграть с такими куклами? - А хотите научиться их делать своими руками? (рассматривание таблицы - алгоритма действия изготовления куклы.) Дети самостоятельно выбирают материал для изготовления куклы с опорой на схему. Изготавливают куклу. Вместе с Маланьей поют колыбельную. |
Выполнение практической творческой работы, фантазирование, развитие плавности, выразительности речи | |
IV. Рефлексивно-оценочный этап Цель: развитие навыка продуктивного подхода к самооценке деятельности |
- Вам понравилось? |
Словесный метод: вопросы к детям |