Мастер-класс "Реализация ФГОС: итоги мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4


Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования. ФГОС НОО определяет развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики. В рамках реализации ФГОС НОО проводится мониторинг качества предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.

Функции мониторинга

В ходе реализации ФГОС НОО мониторинг как средство повышения качества образования  выполняет следующие функции:

  • контрольно-диагностическую - получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися ООП НОО;  
  • корректирующую - выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
  • коммуникативно-информационную - обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
  • управленческую - принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
  • прогностическую - накопление информации об успешности образовательной деятельности начальной школы, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.

Цель мониторинга:

  • обеспечить на этапе контроля достижения учащимися планируемых результатов ООП НОО
  • определить уровень качества начального образования обучающихся 1-4 классов в свете реализации ФГОС НОО

Задачи:

Выявить:

  1. Соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;
  2. Эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
  3. Уровень сформированности универсальных учебных действий.

ФГОС: требования к результатам освоения ООП НОО

Требования, соответствующие современным представлениям об обобщённой структуре личности и деятельности человека, характеризующие: Интеллектуальную сферу человека, ценностно-этическую, трудовую, коммуникативную, эстетическую, физическую сферу человека.

Критериями оценивания

Являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Этапы мониторинга

Мониторинг качества результатов организуется на основе диагностических методов по этапам:

  • 1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс, начало учебного года во 2 классе)
  • 2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)
  • 3 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения: контрольно-диагностическая работа)
  • 4 этап  - итоговая диагностика (в конце 4 класса: ВПР и метапредметная работа).

Формы представления образовательных результатов

  • ЭЖ успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок – комментарий учителя);
  • тексты итоговых комплексных и контрольно-диагностических работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;  
  • результаты психолого-педагогических исследований.

Система мониторинга результатов освоения ООП НОО

Существуют внешняя и внутренняя оценка качества результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.

Особенности системы оценки образовательных результатов начальной школы в условиях введения ФГОС:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
  • включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
  • оценкауспешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.

Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты

Внутренний и внешний контроль в % (2-4 классы)

Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты

Вывод: младшие школьники продемонстрировали предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Выявления индивидуальных достижений учащихся в формировании метапредметных результатов: 1-4 класс. Вывод по классу.

Вывод: первоклассники научились работать с текстом, находить в тексте нужную информацию и удерживать учебную задачу в предложенных заданиях.

Вывод: второклассники научились пониманию текстовой информации и обобщению, анализу и моделированию, умению проводить простейшую классификацию.

Вывод: третьеклассники научились выделять необходимую информацию из текста, проводить интерпретацию информации и её анализ, структурирование и нахождение эффективных способов решения задач.

Вывод: четвероклассники показали умение ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях, грамотно применять их в решении учебных проблемных ситуациях.

Результаты освоения ООП НОО: метапредметные результаты

Вывод: младшие школьники продемонстрировали метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Реализация ФГОС

внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание младших школьников

  • Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру»
  • Международная интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»
  • Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада
  • «Наше наследие»
  • Общероссийская олимпиада по Основам православной культуре
  • Региональный интеллектуальный марафон среди младших школьников (АСОУ)
  • Региональный конкурс по обществознанию «Права человека глазами ребёнка»
  • Региональная экологическая акция Наше Подмосковье: «Посади своё дерево»
  • Муниципальный экологический фестиваль «День Земли»

Реализация ФГОС: проектно-исследовательская деятельность

Вывод: младшие школьники продемонстрировали личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Диссеминация опыта: Готовимся к уроку по ФГОС

В рамках подготовки педагогического совета педагогами начальной школы были даны открытые уроки, в которых приняли участие и учителя начальной школы. Педагоги поделились своим опытом работы в рамках реализации ФГОС.

На что мы должны ориентироваться, когда мы готовимся к уроку по ФГОС:

  • Реализовать поставленные цели урока.
  • Продумать организацию урока: его тип, структуру, логическую последовательность, дозировку во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
  • Продумать, каким образом мы сможем обеспечить мотивацию изучения учебного материала?
  • Соответствие урока требованиям ФГОС: ориентация на новые образовательные результаты, нацеленность деятельности на формирование предметных и метапредметных результатов (УУД) обучающихся, использование современных технологий успешного обучения (проектная, исследовательская, ИКТ и др.).
  • Содержание урока: научная правильность освещения материала на уроке, соответствие содержания урока требованиям программы, связь теории с практикой, межпредметные связи.
  • Методика проведения урока: актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности). Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. Целесообразность использования средств обучения в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки урока.Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  • Психологические основы урока: учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.

Реализация ФГОС НОО

Хочется отметить, что учителя начальной школы активно участвуют в реализации программы ФГОС. Мониторинг результатов освоения ООП НОО показал, что учителя начальной школы активно:

1. Используют различные технологии успешного обучения: личностно- ориентированную, системно-деятельностную, игровую, проектно-исследовательскую, ИКТ и другие технологии.

  • Ориентируются на новые образовательные результаты, нацеливают свою деятельности на формирование предметных и метапредметных и личностных результатов обучающихся.
  • Применяют различные методы, приёмы и формы работы.

Таким образом, система оценивания, направленная на получение информации, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.