Проект "Волшебные краски"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Волшебные краски»

Вид проекта

Творческий

Цель проекта

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта

  • Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности; прививать интерес к изо деятельности нетрадиционными способами.
  • Способствовать овладению дошкольниками новыми техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.) воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции,
  • Расширять знания родителей в использовании нетрадиционных техник рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Срок и этапы реализации проекта

Сентябрь 2019 - май 2020 учебный год

I этап - подготовительный: сентябрь 2019.

  • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме;
  • подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;
  • наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
  • Разработка содержания проекта «Волшебные краски»;
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
  • Социологический опрос родителей.

II этап – основной: Октябрь 2019 – Апрель 2020.

  • Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Формирование навыков художественной деятельности детей дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий: май 2020.

Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.

Презентация проекта на различных уровнях.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение старшими дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Целевые группы проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Предполагаемые источники финансирования

Спонсорская помощь

Критерии оценки результативности проекта

Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей осуществляющих в рамках индивидуальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия.

Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити —
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • Закреплять знания детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности; прививать интерес к изо деятельности нетрадиционными способами.
  • Способствовать овладению дошкольниками новыми техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.) воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции,
  • Расширять знания родителей в использовании нетрадиционных техник рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Срок реализации проекта: сентябрь 2019 - май 2020г. Проект длительный.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие».

Предполагаемые результаты:

  • Наличие у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техник рисования;
  • Владение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

Сентябрь

 

1 неделя

Рисование пальцем или ватной палочкой

Продолжать совершенствовать рисование пальцем. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Украшение платья»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Солнечный осенний денёк»

Продолжать совершенствовать рисование пальцем. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.

3 неделя   

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно эстетическое развитие в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Составь узор»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Листопад»

Продолжать совершенствовать рисование ватной палочкой. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.

Основной этап

Октябрь

1 неделя

Рисование ладошкой

Закреплять умение рисовать ладошкой;
Развивать фантазию и воображение детей;
Активизировать словарь по лексической теме; Развивать мелкую моторику рук.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Утка»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Кот»

Закреплять умение рисовать ладошкой;
Развивать фантазию и воображение детей;
Активизировать словарь по лексической теме; Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Зебра»

Закреплять умение рисовать ладошкой;
 Развивать фантазию и воображение детей;
Активизировать словарь по лексической теме; Развивать мелкую моторику рук.

4 неделя

Мастер-класс для родителей по теме «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования.

Ноябрь

 

 

1 неделя

Рисование методом тычка

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать любовь ко всему живому.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Утята на пруду»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«В садах поспели яблоки»

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать любовь ко всему живому.

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно эстетическое развитие в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Дорисуй картину»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

 

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Ежата на полянке»

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, воспитывать любовь ко всему живому.

 

Декабрь

1 неделя

Печатание подручными материалами

Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Снежинка»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Украшение платья»

Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Новогодний шар»

Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения

 

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Новогодняя елка»

Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения

Январь

1 неделя

Рисование воском и акварелью

Познакомить с техникой рисования воском. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Снеговик на елке»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Узор на окне»

Познакомить с техникой рисования воском. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Зимний лес»

Познакомить с техникой рисования воском. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Рассвет»

Познакомить с техникой рисования воском. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

Февраль

1 неделя

Набрызг. Рисование в технике «пуантилизм»

Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Снегири на ветки»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Валентинка»

Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Кораблик для папы»

Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Белочка»

Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность

Март

1 неделя

Монотипия

 

Познакомить детей с техникой рисования «монотипия». Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Букет для мамы»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Подснежники»

Познакомить детей с техникой рисования «монотипия». Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Бабочка»

Познакомить детей с техникой рисования «монотипия». Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Кувшинка в пруду»

Познакомить детей с техникой рисования «монотипия». Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. Учить хорошо промывать кисточку.

Апрель

1 неделя

Рисование манной крупой

Учить детей рисовать манной крупой. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Шары»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Пирамидка»

Учить детей рисовать манной крупой. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Подснежники»

Учить детей рисовать манной крупой. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Божия коровка»

Учить детей рисовать манной крупой. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.

Завершающий этап

Май

1 неделя

Мастер-класс для родителей по теме «Первоцветы»

Использование нетрадиционных техник рисования (пуантилизм)
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования.

2 неделя

Участие воспитанников в разнообразных конкурсах

Представить опыт детей на международных и всероссийских конкурсах.

3 неделя

Развлечение «Первоцветы»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

4 неделя

Оформление художественной выставки «Удивительный мир красок»

Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение; побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным техниками.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно - творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
  • представление проекта «Цветные ладошки» на городском, областном, Всероссийском уровнях.

Мониторинг проектной деятельности

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет по освоению образовательной области Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
  • развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

  • Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные  техники рисования для детей старших возрастных групп», ориентированного на воспитанников подготовительной к школе группы;
  • Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественно эстетического развития»;
  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
  • Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

Заключение

Проект «Цветные ладошки» рассчитан на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международных конкурсах детского рисунка.

Список литературы

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб : ООО  Издательство «Детство–ПРЕСС», 2011.- 528 с.
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей.-2-е изд. и доп.- М.: Просвещение,1982.- 208 с.
  3. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.- 392с.
  4. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др.- Волгоград: Учитель, 2013.-279с.
  5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. - М.:«Просвещение», 2005.
  7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие /Г.Ю.Ксензова. - М., 2000.
  8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. - Ярославль, 1998.
  10. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В.Никитина. - Каро, 2007.