Урок проводится с Аней Алексеевой, 3 год обучения на фортепиано, основной инструмент - флейта.
Преподаватель: Как известно суть исполнения любого произведения состоит не в том, чтобы сыграть нужное количество нот в определённой последовательности, а раскрыть в своем исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, ее эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. Что же это такое? Аня, как ты думаешь?
Аня: Это то, о чем нам хочет рассказать композитор.
Преп.: Это правильно, но я хочу расширить это понятие. Итак, художественный (или музыкальный) образ - это образ, который зарождается в сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения и, затем, воплощается в музыкальном произведении. Другими словами, музыкальный образ это воплощенная в музыке жизнь: чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей, какое-либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества. Можно также сказать, что музыкальный образ - это настроение (тематическое или эмоциональное).
Нам известно, что работа над любым произведением включает в себя три этапа: ознакомительный, детальное изучение и завершающий этап. Подумай, Аня, на каком этапе происходит знакомство с художественным образом произведения?
Аня: Мы говорим об этом с начала работы над произведением.
Преподаватель: Да это так, вспомни, когда ты разобрала лишь правую руку, мы попытались охватить произведение целиком посредством чтения с листа и мысленного проигрывания (ты играла правую, а я левую руку); мы смотрели видеозаписи Вальса в исполнении учащихся ЦМШ и взрослых исполнителей; изучили авторские и редакторские указания и попытались дать краткую словесную характеристику своим впечатлениям.
Но мы, конечно, понимаем, что воплощение образа напрямую будет зависеть от качества освоения текста, от технической подготовки учащегося и от других причин. Григ не всегда удобный композитор для исполнения. Даже при видимой простоте текста ученику средних классов идеально исполнить ее не всегда удается. Аня, на данном этапе текст этой пьесы освоен тобой достаточно хорошо, и я попрошу сыграть ее целиком, не обращая внимания на мелкие погрешности.
(Исполнение)
Давай определимся с характером нашего произведения. Я предложу тебе несколько вариантов:
а) скорбный, трагический.
б) решительный, упругий, стремительно-страстный.
в) нежный, чистый, с легкой светлой грустью, гибкий и грациозный?
г) лирико-созерцательный, повествовательный, поэтический, просветленный, мечтательный.
Так какое определение ближе к нашему произведению?
Аня: К каждой части можно подобрать свои определения. К крайним частям я подобрала бы вариант г). А к средней части вариант в).
Преподаватель: Я хочу рассказать тебе немного о самом Григе. Григ именовал себя «романтиком шумановской школы». С Шуманом Грига роднит пристрастие к жанру фортепианной миниатюры, порывистость лирических высказываний, чередование разнохарактерных картин и быстрая смена динамических оттенков и темпов в пределах одной пьесы. Но и другие романтики оказали на него влияние. От Феликса Мендельсона – Бартольди Григ взял ясность мелодии, жанровую конкретность, таинственность фантастических образов, пристрастие к томным задержаниям. От Шуберта – напряженность тонального развития и сопоставление одноименных тональностей. Данью одному из величайших романтиков явился этюд Э. Грига «Памяти Шопена». (Видеозапись)
Несмотря на сильное влияние творчества других романтиков, Григ остается самобытным композитором, национальным композитором, легко узнаваемым и отличающимся своей стилистикой. Главной образной сферой творчества Грига явилась любовь к своей родине, личностные переживания о самоопределении своего народа и красота родной природы. В рассматриваемом сегодня вальсе нет строгой программы, но он обладает такими яркими разнохарактерными образами, что, наверное, здесь можно говорить о скрытой программности, связанной с образами народного быта.
Григ написал около 150 фортепианных пьес, 66 из которых включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы» и занял основное место в фортепианном творчестве композитора (кроме него – «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»), Григ опубликовал 125 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига.
Послушаем этот вальс в исполнении Варвары Кутузовой, на записи ей 10 лет, ЦМШ, класс Миры Марченко.
Несколько уроков назад Аня получила задание написать сочинение об образном содержании этого произведения, и она прекрасно справилась с этим заданием. Мы вместе обсудили это сочинение, дополнили его и пришли к выводу, что, скорее всего, Григ хотел изобразить в этой пьесе жанровую (т.е. бытовую) картинку, зарисовку из деревенской жизни – жизни размеренной и основательной.
Аня: Героиня нашей бытовой сценки - молодая, любознательная, восторженная девушка и, конечно, жизнь в норвежской деревне кажется ей немного скучной и однообразной. Я представила себе, как она выполняет какую-то домашнюю работу. Может быть, напевая незамысловатый мотив, убирает со стола или прядет пряжу, а может быть вышивает себе юбку в приданое и мечтает о достойном, пока еще незнакомом ей женихе. Об этом рассказывает, как мне показалось, музыка первой части (16 тактов). Но вдруг музыкальный язык меняется, ускоряется темп второй части. И возникает новый образ - суровые облака пропустили редкий северный лучик света, из небольшого окошечка проскользнул в комнату солнечный зайчик. И, вдруг, засветились глаза девушки, улыбка тронула её розовые губки и, вскочив с места, закружилась она в легком воздушном танце, удивляясь своему внезапно нахлынувшему чувству неудержимой радости и веселья (музыка второй части с 17 по 37 такты), а потом остановилась и, устало вздохнув, с сожалением продолжила свою работу (третья часть). Музыка вернулась к своему прежнему темпу, опять стала задумчивой и рассудительной, и, лишь появившийся во второй фразе соль диез (мажор оттенил минор, 41 такт) с оттенком светлой грусти напомнил нам о беззаботном солнечном зайчике. Но все же музыка третьей части отличается от музыки первой, она эмоционально насыщеннее, напряженнее, как будто девушка наполнилась новыми переживаниями. Но, в конце концов, все приходит к своему логическому завершению, закончилась и наша бытовая зарисовка.
Сейчас я попрошу тебя, Аня, еще раз сыграть Вальс. Напоминаю тебе, что основная сложность исполнения мелодии состоит в том, чтобы сохранить единую линию развития, не потерять логической нити в произнесении мелодии. Сама структура мелодии - чередование в ней длинных и коротких нот провоцирует на членение мелодии; при этом мелодия как бы "рубится" на отдельные куски. Нелепость и противоестественность такого исполнения сразу же становится очевидной при пении вслух; тогда как на инструменте этот недостаток не столь заметен играющему, так как вуалируется звучанием аккомпанемента. Пропевая мелодию, следует постараться исполнить ее максимально выразительно и, исходя из естественного эмоционального ощущения музыки, выявить ее логическое строение, деление на фразы, мотивы, предложения. Длинные фразы требуют соответственно длинного "дыхания", а в медленном темпе его может и не хватить; поэтому нельзя слишком затягивать темп исполнения. Средняя часть должна прозвучать более воздушно, легко, нежно. Здесь хорошо просматривается полифоничность, "многослойность" фактуры. Я попрошу тебя вслушиваться в музыкальную ткань, хорошо различать в ней слухом все пласты, все гармонические и тембровые краски. И, конечно, третью часть исполни более насыщенно, динамически ярче.
(Исполнение)
Преподаватель: - Аня, ты поняла, что Вальс зазвучал совсем по-другому? Я попрошу запомнить эти ощущения, закрепить их в своем исполнении. А домашним заданием тебе будет прослушивание в интернете лекции Михаила Казиника «Большая музыка маленького человека»*.
________________
* Следует понимать, что язык преподавателя при разговоре с учащимся адаптируется соответственно возрасту ребенка. Каждая фраза тщательно продумывается и дополняется соответствующей исторической справкой или расшифровкой определения. Например, говоря «личностные переживания о самоопределении своего народа» нужно рассказать ребенку, что во времена Грига Норвегия не была самостоятельным государством, а находилась под властью Дании. И передовые, мыслящие люди, организовав широкое общественное движение, старались популяризовать свой язык и национальную культуру, продвигать норвежских писателей и композиторов и т.д. Лишь к началу 20 века Норвегия полностью избавилась от диктата Дании и Швеции и стала самостоятельным государством и т.д.