В старшей возрастной группе занятия по обучению рассказывания (пересказ, описание игрушек, предметов, сюжетных картин и картинок, рассказывание из опыта, творческое рассказывание) проводим 4 раза в месяц. Детей учим рассказывать логично и последовательно, выражать мысль грамматически правильно, точно, образно.
Рассказывание на темы
Старших дошкольников мы учим составлять рассказы на тему из коллективного и индивидуального опыта. Предлагаемые нами темы связаны с положительно-эмоциональными переживаниями детей. Для рассказов из коллективного опыта мы проводили следующие темы: «Как мы следы осени искали» (где искали, кто что нашел, что потом было), «Знакомьтесь-наш детский сад!» (составление письма в детский сад другого города). «О нашем городе мы свой ведем рассказ» (составление письма , «Наши малыши »(дети рассказывают о том, как выглядит помещение младшей группы, как малыши играют и танцуют, кто из малышей им особенно нравится и почему) «Как мы поздравляем сотрудников детского сада с Международным Женским Днем» (что приготовили в подарок, как вручали и что говорили, доставили ли людям радость своим вниманием.
Занятия по составлению рассказа на темы из личного опыта проводить труднее, т.к. мы зачастую не знаем, что именно хочет отразить ребенок в своем рассказе. Поэтому и здесь выбор темы чрезвычайно важен. В старшей группе мы использовали следующие темы «Как Дед Мороз мне подарок принес» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был, какой наказ дал ему Дед Мороз), «Мой лучший друг»(кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок называет его «лучшим другом»), «Как мы с мамой поздравляли с праздником» (с днем рождения).
Рассказывание на темы из опыта относится к группе рассказов , сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий мы проводим игры и упражнения, совершенствующие у детей умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим. Полезны разнообразные речевые логические задачи типа игр-путаниц, предложенные мной или составленные детьми, например, «Как ушастик времена года перепутал», игры-загадки типа «Что задумали?», «Где был Петя?»
Старших дошкольников учим составлять небольшие рассказы творческого характера. Подобные задания дети выполняют, работая по наборам картинок с развитием действий. Например, я предлагаю вторую и третью картинку из тематического набора. Дети рассматривают их, составляют рассказ. Далее они рассказывают о том, что их по их мнению, предшествовало описанному событию и завершало его. Заслушав по три ответа, я показываю недостающие картинки, представив весь сюжет в развитии.
Эффективны также следующие задания: сочинить концовку к рассказу, который начала я читать, придумать самостоятельно рассказ на тему, предложенную мною («Как мальчик нашел щенок», «Как я, однажды, заблудился»), составить рассказ по моему плану, обсужденному мною с детьми (в начале надо сказать о том, где нашли щенка (четыре высказывания), затем как щенок выглядел (четыре ответа).
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ
1. Полина - «Мой маленький медвежонок»
- Мой медвежонок маленький. Он коричневый. Мой мишка не рычит. Он одет в штанишки полосатые.
2. Анфиса - «Мой мяч»
- Мой мяч круглый, резиновый, умеет прыгать. С ним интересно играть детям.
3. Антон - «Прогулка в лесу»
(составление рассказа по картинке)
- Дети гуляли в лесу. Они собирали грибы. Дети разговаривали. Вдруг из-за куста выскочил заяц. Саша и Таня удивились. Лена и Коля испугались. Они спрятались и уронили корзину с грибами. Грибы рассыпались. Дети смотрели на зайца. Заяц тоже испугался детей. Он перепрыгнул через ручеек. Заяц бросился бежать.
4. Даша
- Стоял летний день. Было тепло. Дети пошли гулять в лес. Они собирали грибы и ягоды. В лесу росли высокие деревья: дубы, березы и сосны. Вдруг Саша, Таня, Лена и Коля на поляне увидели зайца. Он выскочил из-за кустов. Они очень удивились и испугались. Дети рассыпали все грибы из корзины. Заяц их тоже испугался и убежал.