Первым наиболее ответственным и осознанным выбором учащего при переходе из основной школы в среднюю является его определение в профиле обучения. Для организации работы по профильному определению учащегося в школах разрабатываются предпрофильные курсы, в урочную и внеурочную деятельность включаются элементы профилизации. Профильное самоопределение является результатом формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего образовательного маршрута. Одним из оптимальных способов организации профильного самоопределения учащихся является организация профильных проб.
Профильная проба - форма организации учебной деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки, нацеленная на их профильное самоопределение относительно того или иного конкретного профиля обучения [1].
Абстрагировано от сопровождающего предпрофильного курса профильную пробу провести сложно, так как она требует определенной подготовки учащегося, наличия у него необходимых компетенций и инструментария. Поэтому в нашей школе разработка программ предпрофильных курсов проходит по профильным направлениям, реализуемым в старшей школе: «Грани экономических профессий», «В мире гуманитарных профессий», «Инженерное образование» [2]. На каждом из курсов ученики получают необходимый фундамент для ознакомления с профильным направлением, затем внутри каждого курса проводятся свои профильные пробы и завершающим этапом реализации программ является совмещенная профильная проба, на которой учащиеся самостоятельно определяют интересующую их направленность.
Рассмотрим структуру предпрофильного курса на примере реализуемого мною курса «Грани экономических профессий».
Во введении в курс обучающиеся получают представление о рынке труда, наиболее востребованных экономических профессиях и проходят тестирование на предрасположенность к данной профилизации.
Раздел «Математические методы» дает учащимся представление о линейном программировании, понятии оптимальности. Учащиеся в прикладном направлении знакомятся с решением задачи об использовании ресурсов и задачи о составлении рациона.
Ученики знакомятся:
- с симплексным методом решения задач линейного программирования на компьютере;
- с понятием «тренда» и его видами;
- с простыми и сложными процентами и процентными ставками;
- с понятием дисконтирования и учета по простым ставкам.
Раздел «Элементы экономической теории» дает учащимся базовые понятия экономики, определение рентабельности организации.
Учащиеся знакомятся:
- с особенности начисления сложных и простых процентов;
- с понятием «точка безубыточности» и ее нахождением;
- с основными правилами формирования цены на товар.
- с практическим инструментарием анализа начислений по различным процентным ставкам.
Раздел «Элементы теории графов и сетевого планирования» формирует у учащихся понятие о сетевом планировании, о методе критического пути.
Учащиеся знакомятся:
- с сетевой моделью и правилами ее построения;
- с понятием графа и его применением в поиске оптимального решения;
- с практическим инструментарием по поиску оптимального маршрута доставки груза.
Раздел «Информационные технологии» позволяет учащимся раскрыть экономическое преломление электронного процессора Excel. В данном разделе учащиеся применяют возможности электронных таблиц для экономического планирования предприятия, формирования элементов бизнес – графики.
Раздел «Бизнес-планирование» знакомит учеников со структурой бизнес-плана и его составными элементами. Дает понимание о производственном плане. В процессе изучения проводится совместным SWOT-анализ, определяются риски и делается их прогнозирование.
По итогам изучения курсов учащиеся формируют определенный понятийный аппарат и практический инструментарий, позволяющий им стать активными участниками профильной пробы «экономическая игра «Шаг в профессию», на которой учащиеся в форме деловой игры знакомятся с применением знания профильных дисциплин на практике.
Представленный профильный курс реализуется на базе МБОУ СОШ №72 станицы Кривянской в течение 5 лет и на протяжении всего времени получает высокую оценку как учеников и родительской общественности, так и педагогического сообщества. Используемые модели профильных проб – неоднократные победители межрегионального конкурса «Учитель профильной школы».
Успешный выпускник – высшее достижение педагогического коллектива образовательного учреждения. Но таковым он может стать только при должном становлении и правильном выборе профессии. И на этом непростом пути именно грамотная предпрофильная подготовка и действенные методики являются гарантом высоких результатов.
Литература
- Национальная педагогическая энциклопедия. Источник: http://didacts.ru/termin/profilnaja-proba.html.
- Сиденко Е.С., Анищенков С.С. Рабочая программа элективного курса «Грани профессий». Источник: https://prosveshhenie.ru/publikacii/na_portale/material?n=24386.