Цели:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- научиться определять число пи методом Бюффона;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- формирование умения определять понятия, создавать обобщения;
- формирование умения проводить эксперимент, планировать и выполнять эксперимент, обрабатывать и анализировать его результаты;
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- развитие интереса к физике на основе проведения эксперимента;
Оборудование: рабочий лист к уроку.
Действия учителя |
Действия учеников |
Доброе утро, ребята. Перед тем, как начать наш урок представлюсь – Иванов Алексей Иванович, сегодня я буду вашим учителем физики. |
|
Мотивационный этап |
|
Наш урок я хочу начать с небольшого видеофрагмента, после просмотра которого вы должны ответить на вопросы, записанные в рабочих листах. Они у вас лежат на столах. Итак, внимание на экран. |
Вопросы в листе:
|
Исходя из ваших ответов на последний вопрос в рабочих листах, сможете ли вы сформулировать тему нашего урока? |
Эксперимент. |
Молодцы. А сейчас давайте поставим цели на данный урок. Для этого мы опять поработаем с рабочими листами. |
Выбирают цели: |
Давайте теперь посмотрим, какие цели вы выбрали. |
Называют. Учитель вешает названную цель, если с ней согласен. |
Актуализация знаний и действий |
|
Переходим к следующему этапу нашего урока. Прежде чем, перейти к новой теме, давайте вспомним с вами то, что нам может понадобиться сегодня на уроке. |
|
У вас в рабочих листах записаны этапы цепочки изучения любого природного явления. Напротив каждого этапа поставьте, пожалуйста, порядковый номер, под которым этот этап должен идти. На это вам даётся ровно одна минута. Задание вам понятно? Приступаем. |
Выполняют: |
Итак, время вышло. Проверим, что у вас получилось? Попрошу вас, прежде чем отвечать, поднимать руку. |
Отвечают, восстанавливая цепочку: |
А теперь скажите мне пожалуйста, что же мы называем гипотезой. |
Гипотеза – это предположение о сути явления, сделанное на основании наблюдения |
А чтобы проверить гипотезу, человек проводит эксперимент и делает измерения. Что же значит провести измерения физической величины? |
Сравнить её с эталоном. |
А как вы думаете, любые ли наши действия можно назвать экспериментом или нет? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ |
|
Итак, сегодня мы с вами изучим основные отличительные черты эксперимента и проведем свой эксперимент. Готовы? Тогда мы переходим к следующему этапу нашего урока. |
|
Организация деятельности учащихся по созданию понятия о физическом эксперименте |
|
Для начала предлагаю обратиться к происхождению слова «эксперимент». |
|
С латинского experimentum – проба, опыт. |
Выдвигают версии |
Вы – молодцы. В ваших предположениях много правильного, но давайте мы систематизируем отличительные черты эксперимента. В ваших рабочих листах приведены варианты особенностей эксперимента, напротив правильных на ваш взгляд особенностей поставьте «+» |
Отмечают правильные варианты:
|
Итак, запишем в рабочие листы определение «эксперимента» |
Записывают. |
А как вы считаете, для установления правильных результатов достаточно ли провести эксперимент один раз? |
Нет. Велика возможность ошибки. А следовательно можно сделать неправильный вывод. |
Сегодня, мы с вами попробуем провести эксперимент, не используя дорогостоящее оборудование. Готовы? Тогда мы переходим к следующему этапу урока. |
|
Этап проведения эксперимента |
|
Физика тесно связана с математикой. И, зачастую, одна наука позволяет получать результаты, применимые в другой. |
|
Все вы знаете число пи. Кто скажет чему оно равно? |
3,14 |
Если быть более точным 3,14159 |
|
Мы с вами попробуем получить значение числа пи при помощи следующего оборудования, расположенного у вас на столах (спичка, разлинееный лист). У вас есть версии, что надо делать? |
Обсуждают |
Вам предстоит работать в парах. |
|
Для начала давайте измерим длину спички L, и занесем её в таблицу, которая есть в ваших рабочих листах. |
|
Теперь измерим расстояние между двумя соседними линиями H и также занесем в таблицу. |
|
Теперь один из вас будет вертикально бросать спичку на лист. Второй же человек будет отмечать, пересекла ли спичка линию на листе или нет. Вам всё понятно? |
|
Итак давайте произведем первые 10 бросков. |
|
Соответственно занесем в таблицу количество бросков n и количество пересечений m. |
|
Французский ученый Жорж-Луи Леклерк де Бюффон установил, что число пи равно |
|
Какие значения вы получили? |
Отвечают. Говорят, что не похоже. |
Мы с вами сказали, что для увеличения точности необходимо провести больше опытов. Давайте сделаем еще 40 бросков и пересчитаем результат. |
Выполняют. |
Увеличилась точность? |
Отвечают что увеличилась. |
А теперь я попрошу назвать по очереди количество пересечений каждой из пар. Все остальные записывают в специальную таблицу рабочего листа. И в конце я дам время посчитать суммарное количество пересечений. |
Выполняют. |
Смотрите, вы все вместе совершили _____ бросков, при этом произошло ________ пересечений. Давайте посчитаем, какое же число выйдет у нас всех. |
Считают по формуле. Обсуждают полученное число. Точность становится выше. |
Завершающий этап |
|
Замечательно! Переходим к следующему этапу нашего урока. Давайте с вами вернемся к нашим целям, поставленным в начале урока. Все ли они были выполнены? |
Отвечают |
Итак, а теперь я предлагаю вам оценить работу ваших групп по трем критериям, которые записаны в ваших рабочих листах. Каждый критерий вы оцениваете по 10-балльной шкале. Для этого можете посовещаться в группах. |
Совещаются, выставляют оценки. Критерии:
|
Как себя оценивает первая группа по первому критерию? |
Отвечают, аргументируют. |
Как себя оценивает первая группа по первому критерию? |
Отвечают, аргументируют. |
Как себя оценивает первая группа по первому критерию? |
Отвечают, аргументируют. |
Ребята, сегодня мы с вами изучили что же такое эксперимент и какими особенностями он обладает. Надеюсь полученные вами знания будут полезны вам в будущем. Домашним заданием для вас будет следующее: |
|
Спасибо за урок. |
|