Аннотация
Одной из главных задач учителя физики является повышение интереса к изучению предмета. Преимущество физики состоит в том, что физика – это явления, которые нас окружают, и что, физика – это наука экспериментальная. Поэтому основным инструментом повышения познавательного интереса учащихся является эксперимент, исследование и связь материала с жизнью. В статье описывается фрагмент урока в 7 классе по теме «Воздухоплавание». Урок выстроен на основе включения в учебный материал экспериментально-исследовательского задания. А также материала, расширяющего кругозор учеников.
Для успешной исследовательской деятельности на уроке необходимо выработать у обучающихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Решением многих проблем при обучении физике и одной из возможностей формирования, а также дальнейшего развития исследовательских умений и навыков на уроке физики является использование экспериментально-исследовательских заданий. Под экспериментально-исследовательскими заданиями будем понимать такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Цель заданий - создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и может быть организована на любом этапе обучения физике: при изучении физической теории; при решении задач; при проведении демонстрационного эксперимента; при выполнении лабораторных работ.
Основными этапами урока-исследования являются:
- Мотивация исследовательской деятельности.
- Формулирование проблемы.
- Выдвижение гипотез.
- Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
- Проверка гипотез.
- Выводы.
В качестве примера рассмотрим урок «Воздухоплавание» в 7 классе с применением экспериментально-исследовательского задания. Этот урок идет после изучения темы «Сила Архимеда» и является уроком закрепления и применения изученного материала. Для проведения урока понадобятся воздушные шары (разных размеров), наполненные гелием. По одному шару на группу из 3-4 человек.
Экспериментально-исследовательские задания удобно проводить с использованием карт исследования. В столбце результат учащиеся заполняют этапы действий в ходе беседы с учителем.
Этапы действий |
Результат |
Советы учителя |
1. Формулировка темы исследования |
Воздухоплавание. Экспериментально-исследовательское задание |
|
2. Обоснование актуальности темы исследования |
|
Просмотр фрагмента из м/ф «Винни Пух и все-все-все» |
3. Выдвижение проблемы исследования |
«А может ли воздушный шарик поднять медведя и сколько на самом деле нужно воздушных шариков Винни Пуху, чтобы он смог взлететь?». |
|
4. Выдвижение цели исследования |
Провести эксперимент по измерению грузоподъемности воздушного шарика |
Цель урока - создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности |
5. Выдвижение задач исследования |
1. Определить подъёмную силу и силу Архимеда. |
Оборудование: шарик, корзинка от киндер сюрприза, нить, пластилин, рычажные весы |
6. Выдвижение объекта исследования |
груз |
|
7. Выдвижение предмета исследования |
Воздушный шарик |
|
8. Выдвижение гипотез(ы) исследования |
Сколько сможет поднять один воздушный шарик |
|
9. Применяемые методы исследования |
Эксперимент |
Обратись к карточке - шпаргалке с методами исследования. |
10. Проведение эксперимента |
1. 2. Взвесить груз, найти наибольшую массу груза m. |
1. Повтори необходимые тебе теоретические сведения из литературы. |
11. |
Сколько нужно взять шариков, чтобы поднять медведя. |
Мягкая игрушка медведя (на столе) |
12. Подборка задачного материала |
1. В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шар, наполненный воздухом? |
Выполни данные упражнения дома. Подойди на консультацию, если сочтешь её нужной |
При выполнении работы исследовательского характера, учащиеся должны сами составлять план и этапы выполнения эксперимента, определять необходимое оборудование для выполнения работы, ставить задачи и находить пути их решения, делать выводы. И при подведении итогов максимально обучающихся вовлекать в диалог. Тогда это и будет – исследовательская работа.