Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.
Цели:
Учителя:
- сформировать у учащихся представление об основных причинах Гражданской войны и ее основных этапах; рассмотреть события первого периода гражданской войны и начало формирования Белого движения;
- показать эволюцию взглядов Ленина на принцип построения вооруженных сил;
- продолжить формирование умений работы с историческими документами.
Учащихся:
- выявить причины Гражданской войны и раскрыть сущность этого исторического события как величайшей трагедии русского народа;
- выявить последствия и значение этого события для дальнейшего политического и экономического развития государства.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь на основе фактов определять социально-экономические и политические причины Гражданской войны и знать определение понятия «гражданская война»;
- характеризовать социальный и политический состав противоборствующих сторон;
- выявлять, какие действия и решения Советского правительства способствовали эскалации вооруженного конфликта;
- используя историческую карту показывать центры формирования Белого движения и объяснять, почему оно зародилось именно там; рассказывать о наиболее значимых событиях первого этапа Гражданской войны.
Метапредметные:
Познавательные:
- выявлять причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия;
- аргументировать ответ на основе материалов параграфа и анализа исторического источника;
- давать оценку последствиям исторического события, процесса;
- сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.
Личностные:
- выражать уважительное и критическое отношение к наиболее значимым событиям в истории Российского государства;
- осознавать себя гражданином России;
- давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначным поступкам, как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, учебник «История России. XX – начало XXI века» 9 класс под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандта, атлас по истории России XX – начало XXI века, настенная карта «Гражданская война в России 1918–1922 гг.»
Основные понятия, термины, даты, персоналии: классовая борьба, Гражданская война, Добровольческая армия, Красные и Белые, «Расказачивание»; фамилии исторических личностей: П.Н.Краснов, А.М.Каледин, Л.Г.Клрнилов, М.В.Алексеев, А.И.Деникин, Л.Д.Троцкий; даты ключевых событий: октябрь, ноябрь 1917г., январь, февраль 1918г.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Формирование советской государственности».
Один ученик готовят развернутый монологический ответ по предложенной карточке:
Карточка 1
Подготовь развёрнутый ответ по теме: «Брестский мир».
Для этого подумай:
- Правительство какого государства откликнулось на предложение Советской России заключить мир?
- Какие точки зрения на подписание мира с Германией высказывали В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин?
- Какие условия выдвинула Германия?
- Какое значение для России имело подписание этого договора?
Пока ученик готовятся, идёт работа с классом:
- Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на стр. 48-53 (зад.№ 1,2,7,8,9,10)
- Осуществляется работа с классом по заданию 3 на стр. 49 из рабочей тетради.
После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.
Учитель: Таким образом, цель нашего урока, выявить причины Гражданской войны, понять, какие события определили этапы Гражданской войны, каковы принципиальные различия в расстановке сил противоборствующих сторон.
2. Изучение новой темы
План:
I. Причины и хронологические рамки Гражданской войны.
II. Участники Гражданской войны.
III. Первые вспышки или локальный этап гражданской войны.
I. Беседа с классом о выявлении причин Гражданской войны
- Вспомните, что такое «гражданская война»?
- Какие цели преследуют противоборствующие стороны?
- Какие действия Советского правительства способствовали эскалации вооруженного конфликта?
Учитель: Итак, давайте подведем итог нашей беседе и запишем причины Гражданской войны.
Работа со слайдом 2
Учитель: Существуют различные точки зрения на этапы Гражданской войны. Это связано с событиями, которые определяют границы этапов.
Продолжается работа со слайдом 2 и работа в тетради.
II. Участники Гражданской войны
Учитель: Исходя из возможных путей развития России, сформировались и противоборствующие силы.
Вопрос: Какой путь развития России предлагали большевики? Какой еще вариант развития был возможен, и при каком условии?
Учитель: Исходя из этого, давайте охарактеризуем политический и социальный состав лагеря красных и лагеря белых.
Работа со слайдом 3
III. Первые вспышки или локальный этап гражданской войн
1. Поход Керенского и Краснова на Петроград
Рассказ учителя: Первые вспышки гражданской войны вспыхнули сразу после прихода большевиков к власти.
Работа со слайдом 5
2. Добровольческая армия
Учитель: После провала похода на Петроград противники большевиков начинают стекаться на Дон, где начинает формироваться белое движение и происходят вооруженные столкновения между противоборствующими сторонамиРабота со слайдом 5,6
3. Казаки в Гражданскую войну
Учитель: Формирование белого движения на Дону было не случайно. Именно там было место компактного проживания казачества, которое негативно отнеслось к приходу большевиков к власти. Очагами сопротивления Советской власти стали и другие районы проживания казачества
Работа со слайдами 8, 9
4. Создание Красной армии
Учитель: С началом Гражданской войны, взгляды Ленина на принцип построения вооруженных сил значительно изменились.
Задание для учеников: Ознакомьтесь с двумя документами и ответьте на вопрос: «В чем состояли основные различия в принципе комплектования армии, предложенные Лениным в январе и в мае 1918 года?»
5. Работа с рабочими листами
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
(Из декрета Совета Народных Комиссаров)
15 января 1918 г.
Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии… Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» на следующих основаниях:
1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.
2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма.
О МОБИЛИЗАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ В КРАСНУЮ АРМИЮ
(Постановление ВЦИК)
29 мая 1918 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней.
Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов. Исходя из вышеизложенного, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет разработать в недельный срок план осуществления принудительного набора.
Соответствующим советским учреждениям предписывается предпринять самое энергичное и деятельное участие в работах военного комиссариата по исполнению возложенных на него задач.
Работа со слайдами 10, 11 и с тетрадью
Учитель: Формирование вооруженных сил Советской республики сопровождалось созданием органов военного управления и привлечением офицерского корпуса бывшей царской армии.
Работа со слайдами 12, 13 и заданием 6 на стр. 57 из рабочей тетради.
Учитель: Таким образом, приходом большевиков к власти способствовал столкновению различных взглядов на будущее развитие России и длительной, полной трагических страниц, Гражданской войне, которая поставила человека перед выбор: «А на чьей стороне Я?».
Это событие имело огромное историческое значение и повлияло на последующий ход развития истории России разделив ее на два периода: «до прихода большевиков» и после.
3. Домашнее задание
- Прочитать параграф 14.
- Выполнить задание 1 – 3 на стр.54 – 55 в рабочей тетради.
- Прочтите высказывание: «Любая война – это всегда трагедия. Но трагедия Гражданской войны особенна масштабна». Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою позицию.