Прямоугольник. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Предмет: Математика.

Класс: 2 класс.

Урок №9 в теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» (письменные вычисления).

Базовый учебник Математика. 2 класс. (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.). – 3 изд. – М.: Просвещение 2017 (Школа России).

Цель урока: формировать представление о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать.

Задачи:

  • обучающие: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, учить чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника, познакомить с термином «геометрия»;
  • развивающие: развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор учащихся;
  • воспитательные: воспитывать общекультурную и коммуникативную компетентность, интерес к предмету.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор,

Ход урока

1. Организационный момент

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Посмотрите вокруг, улыбнитесь и попробуйте передать свое настроение с помощью солнышек, которые лежат у вас на парте.

Там грустное и веселое солнце.

Веселое – на сердце спокойно и радостно.

Грустное солнце – это вы чувствуете себя не уверенно и хотите поднять себе настроение.

Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

Ребята, а вы любите путешествовать? (Да)

Я хочу вам предложить отправиться в путешествие.

2. Актуализация опорных знаний

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой речь ведем.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие вот дела!

А как вы думаете, как называется такая страна. Не догадались? Посмотрите на экран и соберите слова из букв.

Геометрия. А кто знает, что такое геометрия. Ребята, скажите, если мы не знаем значение какого-то слова, что нам делать? (словарь, энциклопедия, Интернет)

В словаре Ожегова дается следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. (демонстрация на экране)

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в великую страну Геометрия.

Ребята смотрите, а ворота закрыты. Как же нам попасть туда. Жители этой страны мне открыли секрет. В эту страну пускают не всех, а только тех, кто хорошо умеет считать и решать задачи. Жители этого города приготовили для вас ряд заданий. Если вы справитесь, то ворота откроются. Ну как попробуем.

Первое задание. Жители этой большой страны хотят узнать на сколько быстро вы умеете считать в уме и на сколь хорошо вы умеете работать в парах. Давайте поиграем в игру. Называется он эскалатор.

Эскалатор! Работает 1 вариант.

Прежде чем начинать играть, давайте вспомним, как движется эскалатор. 1 вариант сидит на месте. Они будут учителями, а двигаться будет 2 вариант. 1-й идет назад, а остальные перемещаются на одно место вперед и так далее. Знак перехода на другое место будет сигнал колокольчика.

Итак, 1 вариант взяли карточки и повернулись дуг к другу. Улыбнулись и начали работать.

С первым заданием справились. Молодцы.

Второе задание. Жители страны хотят узнать, как хорошо вы знаете компоненты сложения и вычитания. Чтобы вы не растерялись напоминаю вам, что памятки помощники висят на стенде.

Третье задание. Жители страны хотят узнать, как хорошо вы умеете решать задачи.

1. Двое детей разделили между собой кубики для игры в Лего. Каждому досталось по 14 кубиков. (28)

Сколько кубиков было в наборе?

2. К обеду бабушка сорвала 4 морковки, помидор, 2 яблока и 3 огурца.

Сколько штук овощей сорвала бабушка? (4+1+3=8)

Четвертое задание. Жители страны очень переживают за вас. Страна большая, пешком путешествовать вам будет сложно. Они предлагают вам транспорт. А вот какой вы должны узнать сами. Для этого надо решить цепочку и узнать на каком транспорте мы будем путешествовать по стране Геометрии.

Решим цепочку и узнаем вид транспорта. 

На экране цепочка:

11 самолет
8 поезд
9 велосипед
14 корабль

Физминутка

Жители страны геометрии предлагают вам отдохнуть

3. Формирование ЗУН

В этой стране много городов. Мы сегодня посетим только один город. А вот какой вы должны догадаться. На экране фигуры. Скажите, как одним словом их всех можно назвать (Многоугольники) Ворота открылись и мы с вами в городе Многоугольников.

- Посмотрите на экран. (у детей на столах листы с фигурами)

- Как эти фигуры можно разделит на группы (по количеству углов.)

- Уберем шестиугольники. Какие группы фигур остались? (треугольники и четырехугольники)

- Сколько треугольников? (2)

- Какой из них имеет прямой угол? Докажите с помощью угольника. № 1.

У детей они перед глазами (работа в паре.)

А теперь уберем треугольники. Какие фигуры остались? (четырехугольники) а теперь определите какие углы имеют оставшиеся фигуры. У всех ли четырехугольников прямые углы. Как называют фигуры, у которых прямые углы?

Сформулируйте тему урока «Прямоугольник»

Урок у нас необычный. Мы с вами в стране геометрии в городе многоугольников на улице прямоугольников.

Вы сейчас побудите работать исследователями.

Исследования вы будете проводить по группам и фиксировать результаты на листах.

(работа в группах по 4 человека.)

Определите количество сторон и углов

 

С помощью угольника определите какие у фигуры углы.

 

Что вы можете сказать о противоположных сторонах.
(Измерьте длину противоположных сторон)

 

Какой вывод можно сделать.

У четырехугольника ___ сторон, ___ углов, углы (какие?) ______
Противоположные стороны_____________

Если у вашей группы какая-то проблема поднимите красный светофорчик, если вы выполнили работу, поднимаете зеленый светофорчик.

Сформулируйте, что такое Прямоугольник».

А теперь откройте учебник на странице 14. Прочитайте определение прямоугольника. Вы с ним согласны. Что вы хотели бы добавить.

4. Практическое применение

Жители города Многоугольников довольны результатами ваших исследований. Но наше путешествие продолжается. И на этом испытания не закончились. Мы с вами хоть и в стране геометрии, жители решили для вас приготовить не только задания, связанные с геометрией, но и другие. И вот одно из них. Они хотят проверить вас как вы умеете решать задачи.

Внимание на слайд

У вас право выбора.

Прочитайте задачи Выберите для себя какую вам хотелось бы решить. Запишите в тетради условие решение ответ. (Оцените себя)

Проверка на слайде.

Физминутка

Следующее испытание учебник № 5.

Это задание не простое. Вам надо не считая поставить знаки больше меньше равно. После того, как поставите необходимо объяснить свой выбор.

Молодцы вы все справились с заданием.

Жители города многоугольников, в завершении хотят с вами поиграть. Игра называется «Иду в гости». Правила игры.

А вы любите ходить в гости? Как вы думаете, кто будет сегодня хлевами, а кто гостями. Хорошо, сегодня хозяевами будут мальчики. А девочки будут ходить в гости.

Сейчас хочу услышать ответ от мальчиков. Когда к вам приходят гости как вы должны себя вести? (поздороваться, пригласить сесть и чем- то угостить)

А теперь вопрос к девочкам они у нас - гости. А как должны вести себя гости? (Быть вежливыми, обязательно поздороваться)

Прежде чем начнем игру давайте вспомним правила.

Вы выполняете задание, которое у вас на листочках. При этом хозяева смотрят и контролируют правильность выполнения задания. Если задание выполняется правильно, то хозяева дают гостям жетон. Затем гости ищут свободное место и идут в гости к другому хозяину и выполняют другое задание. Задача гостей как можно больше посетить хозяев и заработать как можно больше жетонов. Когда работа будет закончена, мы подведем итог и выясним, кто больше всех набрал жетонов.

ИГРА НАЧАЛАСЬ.

После игры подводится итог.

5. Итог урока

Задает вопросы для подведения итогов. Организует рефлексию.

Какое открытие мы с вами сегодня сделали?

Продолжите предложения:

  • Что было интересно на уроке?
  • У меня получилось?
  • Было трудно?
  • Теперь я знаю?
  • Вам есть, что рассказать дома?

Объяснение, как выполнять домашнее задание.

А теперь, вы можете показать какое у вас настроение?