Слайд № 1 (литературная гостиная)
Вступительное слово: «Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить и поговорить об одном очень известном человеке в мире русской литературы, которому в феврале исполняется 250 лет со дня рождения. Кто же этот человек, вы узнаете сегодня из нашего рассказа. Итак, мы начинаем!
Звучит музыка. На сцену выходят две школьницы. Слайд № 2 (автобусная остановка)
1 подружка: - Вот я тебе сейчас расскажу историю (говорит очень быстро). Ты представляешь, мы с классом собрались идти в кино. Стоим, собираемся вместе, ждем-ждем, ждем-ждем, когда же наши кумушки наговорятся. А они все говорят и говорят, говорят и говорят. Пока мы их ждали, пока собирались, пока все разговоры слушали, кино то и закончилось. Так мы и остались ни с чем. А наши-то кумушки, думаешь, расстроились? Не тут-то было, им все как с гуся вода!
(Раздается звук отъезжающего автобуса.)
- Ой, автобус то наш ушел……
2 подружка: - Эх, ты! Чем же ты от кумушек отличаешься? «Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
1 подружка: - Ух ты! Это, ты, здорово сейчас сказала! Даже не обидно. Даже в рифму!
2 подружка: - Это не я сказала. Это Крылов в своей басне сказал.
1 подружка: - Аааа.. да! Мы такой рассказ учили.
2 подружка: - Это не рассказ, а басня.
1 подружка: - А какая разница?
2 подружка: - Как это какая разница? Ты не знаешь, что такое басня?
1 подружка: - Басня… басня.. . Ну басня - это басня!
2 подружка: - Все понятно. Сегодня в нашей школе будут рассказывать о баснях. Идём скорее!
1 подружка: - А что, побежали!
Девочки уходят. Слайд № 3 (« В гостях у дедушки Крылова»).
Звучит музыка. На сцену выходят ведущие.
1 Ведущий:
- Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков тьму,
Он баснями себя прославил,
И в гости мы идем к нему.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
Слайд № 4 ( годы жизни И.А.Крылова)
2 Ведущий: - Здравствуйте! Сегодня наша встреча посвящена известному поэту баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, которому в этом году исполняется 248 лет со дня рождения. Ребята, в школе мы все с вами знакомимся с произведениями Крылова. Учим его басни. А как он стал писать их? Каким был Иван Андреевич Крылов? Хотите узнать? Тогда давайте отправимся в детство поэта. Родился Крылов 13 февраля 1769 года в Москве, в семье армейского офицера. Отца звали Андрей Прохорович, а мать Мария Алексеевна, она была из обедневших дворян.
Слайд № 5 ( комната в доме)
На сцену выходят мальчик Иван Крылов и его мать. Мальчик садится за стол и что-то пишет. Мать устраивается в кресле, вяжет.
Мать: - У всех дети, как дети. Ма-ма, па-па. А мой Ванечка! Первым словом у него было «Ав-ав»! Молчал, молчал. И вдруг высказался. (Вздыхает). Семья наша была бедной, поэтому Ваня не мог получить в детстве хорошего образования. Грамоте его выучил отец. А потом Ванечке из милости разрешили учиться вместе с детьми богатого помещика Львова. Дай, Господь, им доброго здоровья (крестится). У его детей были домашние учителя по русскому и французскому языкам, арифметике. А еще Ванюша выучился читать и писать по-немецки, позже изучил английский и греческий языки.
(Встает, подходит к Крылову, гладит по голове)
- 10 лет было Ване когда умер его отец, наш кормилец. Ничего у нас не осталось, только сундучок с книгами.
Ваня: - Матушка, можно мне немного отдохнуть? (закрывает книги и тетрадки)
Мать: - Конечно, отдохни сынок.
Уходят со сцены. Выходит ведущий.
1 Ведущий: - В 11 лет Крылову пришлось поступить на службу в Тверской суд. И уже тогда Ваню некоторые стали называть Иваном Андреевичем. Крылов понимал, что он теперь несёт ответственность за свою семью и очень хотел выбраться из бедности. Шли годы…..
Слайд № 6 (Библиотека)
Выходит Крылов (взрослый): - В 1812 году я стал работать библиотекарем в Петербургской библиотеке. Эта работа мне очень нравилась, ведь меня везде окружали книги, мои первые и главные друзья. Я заведовал русским отделом. Сначала там было 4 книги, потом коллекция начала пополнятся новыми книгами, журналами. Библиотека росла и множилась. И этой работе я посвятил 30 лет своей жизни.
- А как же басни, спросите меня вы? А басни я начал писать, когда мне исполнилось 37 лет. (Садится за стол. Пишет)
Слайд № 7 (Эзоп)
Выходит 2 ведущий: - Ребята, родоначальником басни считают Эзопа, жившего в Греции в 6 веке до нашей эры. Именно в произведениях Эзопа животные говорят, думают и действуют, как люди. Басни Эзопа дошли и до нас с вами: «Лисица и виноград», «Волки и овцы», «Кошка и куры».
Крылов: - Ребята, а какие басни, написанные мной, вы читали и знаете? (Ответы детей из зала). Молодцы, вижу, что знакомы с моими героями. А хотите их сегодня увидеть? (Да). Ну, тогда встречайте!
Слайд № 8 (сначала строчка из басни, потом появляется картинка Стрекоза и муравей)
Крылов: - Угадайте, ребята, из какой басни эти строки? Молодцы! Ну, тогда встречайте!
Сценка «Стрекоза и Муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
(Чалов Андрей – автор, Липатова Саша – Стрекоза, Костродымов Максим – Муравей)
1 Ведущий: - И снова Иван Андреевич за столом. Постепенно баснописец начал находить все больше новых и оригинальных сюжетов. А герои его басен снова выходят на эту сцену.
Слайд № 9 (Ворона и Лисица) показываем предметы из басни, ребята угадывают её название
Крылов: - А эти предметы какую басню вам напоминают? Верно !
Сценка «Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
(Автор – Дёмин Егор, Ворона – Субботин Ярослав, Лисица – Гришаева Анастасия)
Выходит 2 ведущий: - Популярность басен Ивана Андреевича Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и хохоча, пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты, и императоры. Ими зачитывались. Почему? А потому что в этих баснях всем есть уроки: и учёному, и неучёному, и бедному, и богатому. Все они видят себя в них как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиной скрываются люди со своими характерами и делами. И вот вам ещё один такой пример!
Слайд № 10 (Мартышка и очки) Крылов показывает предметы из басни, ребята угадывают её название
Крылов: - Ребята, какие вы молодцы, очень хорошо знаете мои произведения!!!
Сценка «Мартышка и Очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на̀-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
(Автор – Осипов Кирилл, Мартышка – Бёхер Джошуа)
Слайд № 11 (Памятник в Летнем саду)
Выходит 1 ведущий: - С годами жизнь Ивана Андреевича Крылова наладилась. Это было заслуженное внимание, почет и комфорт. Он умер на 76-ом году жизни, 173 года назад. Но до сих пор у его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда играют дети. Они рассматривают с большим вниманием и интересом сидящего в кресле дедушку Крылова, и знаменитых героев его басен - разных зверей и птиц.
2 ведущий: - Мораль нашей гостиной такова: читайте и слушайте басни, смотрите и вникайте в их смысл, и делайте для себя выводы! А наша литературная гостиная подходит к концу….
Крылов: - Подождите минутку. А может кто-нибудь из ребят, сидящих в зале, хочет прочесть мои произведения? Пожалуйста, поднимайтесь на сцену.
(2 человека из 4 класса рассказывают басни)
Крылов: - Спасибо вам большое ребята! Вот теперь я думаю можно заканчивать.
2 ведущий: - Наша литературная гостиная подошла к концу. Мы с вами прощаемся и надеемся, что вы еще не раз обратитесь к книгам Крылова, перечитаете его басни и поразмышляете над ними.
Слайд № 12 (Всем спасибо за внимание!!!)
(Артисты выходят на поклон)