Милосердие и сострадание

Разделы: Общепедагогические технологии, ОРКСЭ


Милосердие и сострадание… Знакомы ли обучающимся данные слова? Умеют ли они сочувствовать, сопереживать? Сформировать осмысление понятий «милосердие», «сострадание» как основу человеческих отношений, воспитание в обучающихся чувства причастности к чужому горю, осознание значимости сострадательного и милосердного отношения к окружающим - вот, безусловно, те цели и задачи, которые должен поставить перед собой учитель. Ведь отдавая частичку своего тепла, внимания, заботы нуждающемуся, мы становимся духовно богаче и счастливее.

Цель урока: сформировать осмысление понятий «милосердие», «сострадание» как основу человеческих отношений, воспитывать в обучающихся чувства милосердия и сострадания.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в курсе ОПК;
  • усвоение понятий: милосердие, сострадание, ответственность, долг;
  • осознание значимости сострадательного и милосердного отношения к окружающим.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные:

  • формировать ответственное отношение к учебе;
  • формировать добросердечное, милосердное отношение друг к другу;
  • способствовать заинтересованности обучающихся по изучаемой теме;
  • готовность вести диалог с другими людьми, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения;
  • осознавать значимость изучаемой темы для себя и окружающих.

Регулятивные:

  • формулировать и определять цель урока с помощью учителя;
  • планировать свою учебную деятельность;
  • применять полученные знания в повседневной жизни;
  • владеть терминами, ключевыми словами изучаемой темы.

Познавательные:

  • уметь выделять общее и частное;
  • уметь приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения;
  • высказывать предположения;
  • находить ответы на вопросы учителя с помощью учебника, жизненного опыта;
  • составление списка «Жизненных правил».

Коммуникативные:

  • уметь правильно и четко формулировать свои мысли;
  • уметь договариваться с одноклассниками, работая в паре;
  • участвовать в обсуждении изучаемой темы.

Планируемые предметные результаты:

  • способствовать активной познавательной деятельности обучающихся, создавая «проблемные ситуации» в ходе изучаемой темы;
  • убедить обучающихся быть сострадательными и милосердными по отношению к окружающим.

Урок прошел на эмоциональном подъеме, можно отметить активность обучающихся на всех этапах работы, присутствовала увлеченность учебным процессом.
Во время организационного момента все обучающиеся быстро настроились на работу. Дети охотно отвечали на вопросы учителя, делились своим опытом, высказывали свою точку зрения, не боялись допустить ошибку. Ведь именно на уроках ОПК царит особая благодатная для размышления и творчества атмосфера. У детей пробуждается интерес к духовному поиску. Задача урока не состояла в том, чтобы навязать свою точку зрения, а привести в качестве примеров жизненные ситуации, которые близки дети, понятны им.

Урок ориентирован на мир человеческих взаимоотношений, поэтому примеры, рассматриваемые в ходе урока, были понятны детям.

На этом уроке был «контакт» между учителем и обучающимися, учителю важно знать, чем живут его ученики, какие у них ценности, преподаватель обязан знать и понимать своих учеников.

Благодаря изучению темы «Милосердие и сострадание», отношения между отдельными обучающимися в классе изменились в лучшую сторону. Данный факт позволяет свидетельствовать о том, что внутренний мир ребят начал меняться.

Рекомендации

Довольно часто на уроках ОПК у детей возникают вопросы, ответы, на которые нелегко сразу сформулировать. Я считаю, что учитель не должен говорить о том, что сам для себя до конца не уяснил.

На уроках ОПК важно говорить от сердца, допускать лжи и лицемерия ни в коем случае нельзя.

Если нравственный облик учителя низок, то как бы он не старался, обучающимся его слова будут казаться лицемерными. При объяснении «возвышенных» понятий, нужно им соответствовать в своей реальной жизни.

На основе личного опыта (45 минут оказалось мало) посоветую в будущем учителям организовать внеклассное мероприятие, посвященное изученной теме «Милосердие и сострадание».

Можно принять участие в акции помощи, например, собрать посылку в приют для животных, в Дом малютки, в дом престарелых…

Данное мероприятие поможет объединить обучающихся, их родителей, и учителя; поможет углубить и осознать полученные знания на практике.

Характеристика этапов урока

Список литературы

1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. - М.: Просвещение, 2013.

2. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Кузьмина О.Е. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2013.

3. Татьяна Роменская. Исцеление любовью. Человек без границ, 2008, №3.