Современное образование: новые идеи

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Звёзды, звёзды! Люди поклоняются звёздам, люди верят в звёзды, счастливые звезды удачи и надежды. Но есть на чёрном небе самые дорогие нам, людям, звёзды: они всегда неподвижны в  общем звёздном хороводе.  Внимательно вглядываюсь в небо и верю, что на небосклоне когда-то зажглась и моя звезда. Когда именно? Не знаю. Может быть, с моим рождением, а может быть, когда я определила своё будущее назначение - быть учителем.

Настоящему педагогу под силу совмещать две, а может быть, даже и три профессии: педагог, психолог и врач. А врачевать в школе можно по-разному. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Думаю, что учителю необходимо помнить не только о тепле рук, но и теплоте своей души…

На мой взгляд, я преподаю самую интересную науку - русский язык и литературу. Она воспитывает любовь к окружающему миру, желание найти себя в этом огромном пространстве жизни. Знакомство с литературными произведениями  будит любознательность ребенка, помогает многое понять, приучает внимательнее относиться ко всему живому и к себе самому…

Мой урок всегда  встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок  и тайн, заставляет остановиться, чтобы увидеть красоту, окружающую его: услышать шорох леса, почувствовать ласковый ветерок, уловить тонкий запах трав, прислушаться к биению собственного сердца. Но, чтобы красота окружающего мира открылась ребёнку, нужно, чтобы взаимодействие учителя и ученика переросло в сотрудничество? Учитель на уроке не излагает готовое решение, он ставит проблему.

Тогда учебное занятие становится инструментом совместного поиска ее решения, причем этот поиск может осуществляться в различных формах или технологиях. В этом плане наиболее приемлемой, на мой взгляд, становится модель адаптивной системы обучения, которая подразумевает своего рода ориентацию учебного процесса на интеллектуальные и психологические возможности каждого конкретного класса и ученика.

Работая с детьми, убедилась, что необходимо учить ребенка самостоятельно добывать знания, то есть мыслить не репродуктивно, а творчески.

Преподаю предмет с учетом   душевных склонностей ребенка,  предоставляю возможность ему самому отыскивать дорогу к знаниям.

Я думаю, что каждый человек, в особенности ребёнок, хочет жить творчески. Парадоксально то, что с годами творчество постепенно уходит из нашей жизни.

Почему это так важно на сегодняшний день?  Потому что человек,  лишенный творческого видения мира, тяжело переживает проблемы, стрессы. Творчество – это то, что определяет ценность любого человека. Именно от таких людей зависит прогресс общества. Требование времени – стать ярким, непохожим, знающим и самостоятельным.

Как помочь ребенку не потерять «искру Божию»?

Развивать в нём творческое начало, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь, – вот к чему стремлюсь я.

Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо познаётся практиками. А мне оно помогает дать не только  глубокие знания, но и поднимать своих учеников на более высокую ступень развития. Творческая активность благоприятно влияет на здоровье. Здоровьесберегающие технологии позволяют моим ученикам не ретироваться ни перед какими трудностями жизни, учат четко видеть проблему, искать оптимальные пути ее решения, адекватно оценивать себя,  и, следовательно, быть личностно зрелыми и жить в гармонии с окружающим миром.

Эмоциональный стресс, повышенный уровень тревожности сопровождает школьника каждый день, поэтому на уроке стараюсь быть врачевателем детских душ: моя улыбка , жесты, взгляд, – вот «пилюли» для моих учеников.

Сегодня каждому ребенку как никогда нужен наш теплый взгляд, ласковое слово, участие, забота о его самочувствии?! Именно сегодня! Иначе завтра его сердце превратится в льдинку, как у Кая в сказке Андерсена, и растопить ее будет уже гораздо сложнее. Нельзя накапливать эти льдинки в сердцах детей. Каждый день, каждый урок учитель должен быть очень внимателен и чуток к своему ученику, замечать, в каком он настроении, уютно ли ему на уроке, есть ли возможность выразить себя, интересно ли ему.

Самое ценное для человека это живой ум, живая мысль, такое мышление, от которого человек здоровеет, ободряется, радуется и веселится, а ум ответно становится и мудрым, и простым одновременно.

Опять передо мной высокое звёздное небо. Я дарю своим учениками звёздный дождь, чистый и удивительный, полный яркого света, наполненный счастливыми минутами смеха, смелыми открытиями, самостоятельными выводами и рассуждениями.

Я  дарю им звёздный дождь! Взгляните, его капли я несу в своих ладонях.

Новые идеи в современном образовании. Хочу поделиться своими мыслями по поводу моих уроков. Уроки литературы несут в первую очередь воспитательную функцию. В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать – означает «питать» духовно.В начальной школе введён курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Я считаю, что занятия по этому курсу надо проводить с 5  по 11 класс. В былые времена, когда на Руси в учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке, личности его  высокое предназначение: рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей  жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу; личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали и этим нормам обязан был следовать каждый христианин, независимо от его происхождения.

В глубокой древности, особенно на Руси, священнослужители были проводниками духовности, культуры, высочайшей интеллигентности, а подчас и мудрости.
В атмосфере обострившейся внутриполитической и внешнеполитической ситуации, сложившейся в стране в начале ХХ века, русская православная церковь мобилизовала  все  силы  для  оказания  всемерной  поддержки   прихожанам  в сохранении нравственных и духовных ориентиров.

О школьном образовании святитель Филарет писал, как о важном этапе в жизни учащихся, отмечая, что оно должно быть соединено с формированием религиозного мировоззрения, воспитанием на христианских принципах, в «наказании и учении Господни».

Сокровищницей педагогического опыта стало для нас педагогическое наследие святителя Феофана, затворника Вышенского. Краеугольным камнем его педагогики является истинно христианская любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине».

Когда его спрашивали о наиболее эффективных способах воспитания, он убежденно отвечал: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Обращаясь к Феофану Затворнику за советом о том, каким образом добиваться успеха в работе с учащимися, наиболее часто в ответ от него можно было услышать: «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова».

Я учитель литературы  и, соответственно, прежде всего, целью моих уроков является воспитание  в каждом  из обучающихся  добра, милосердия, сострадания, сочувствия, именно того, что сродни заповедям Божиим. Предмет литература когда-то М.Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее не виденное.

Сейчас молодое поколение редко интересуется книгой вообще, классикой тем более; они не умеют не только писать какие-либо творческие работы, порой они затрудняются излагать свои мысли.

Какие цели я должна ставить перед собой? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь их  внимание  не просто к обычной литературе, но в том числе и библейской?

Я на уроке ставлю нравственную задачу, цель: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

На моих уроках рассматриваются через изучаемые произведения такие христианские понятия, как грех добродетель, смирение, искушение. Как донести до учащихся те истины, которые им мало понятны или знакомы в общих чертах? Как сделать это увлекательным и интересным?

Я выбрала наиболее распространенную форму, применяемую на уроке и во внеурочной деятельности – это исследование. На примере учебника литературы Веры Яновны Коровиной, рекомендованного Министерством образования, начиная с 5 класса,  на примере многих произведений предлагается ознакомление обучающихся с Основами Христианской религии.

Изучается Новый Завет: Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа: Притча о сеятеле. Притча о семени и плевелах.

Таким образом, изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Моя задача – научить детей этическим принципам Христа, его учеников, научить детей понимать нравственную суть притчей, звучащих из уст Христа. Я на уроке не должна доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его, достаточно обсуждать вопросы о нравственной сущности Библии, ее художественных особенностях.

Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами. И писатели, и композиторы, и художники обращались и обращаются к Библии, черпая вдохновение, сюжеты своих произведений. Но чтобы понять такие произведения литературы и искусства, надо хорошо знать их первоисточник – Библию.

В 6 классе сравниваются Молитва Господня и «Молитва» А.С.Пушкина. Изучается баллада Роберта Саути «Суд Божий над епископом». Аналогично в курсе 6 класса, а именно «Новый Завет»: Рождество Иисуса Христа, Притча о блудном сыне, Притча о добром самаритянине. Учащиеся  на этом  этапе говорят об историческом и художественном значении Библии, утверждении в ней общечеловеческих нравственных идеалов, отражении библейских мифов в литературе и других видах искусства.

Например «Притча о добром самаритянине».

Обсуждение вопросов:

— Что побудило самаритянина взять на себя заботу о незнакомце?

— Что вы думаете о «необычном» поступке самаритянина:

— Как вы расцениваете поступок священника и левита?

— Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» – заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею притчи.

Так ненавязчиво ребята должны постигать уроки нравственности, преподносимые им Великим словом Библии.

Знакомство с библейскими сюжетами в хрестоматии, их анализ, обсуждение на уроках литературы способствует укреплению нравственных принципов в сознании детей, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять его.

В 7 классе изучается рассказ О.Генри «Дары волхвов», понимание которого невозможно без элементарных знаний о Рождестве Иисуса Христа. Надо отметить, что в программе под редакцией В.Я. Коровиной духовная литература изучается в каждом классе. В старших классах изучаются произведения, в которых отчетливо прослеживаются библейские мотивы, одним из них является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт.

Практически каждое из этих произведений предлагается  детям для проведения какого-либо исследования.

Так как учащиеся  имеют  учебные возможности, методом исследовательской деятельности владеют практически все. Такая работа проводится обычно на спаренных уроках литературы, чтобы в конце второго урока успеть заслушать проекты и выступления учеников. Обычно, это работа в группах, реже работа в парах и индивидуальная деятельность ребят.

Какие темы исследовательских работ я предлагаю своим обучающимся :

  1. «Во что мы верим?»
  2. Истины Божии в романе «Война и мир»
  3. Понятие греха в драме «Гроза» и др.

Обучающаяся 7 класса вела свою исследовательскую работу в течение 8 месяцев, работала самостоятельно, с одноклассниками, с родителями, проводила социологические опросы среди учителей. Объектом ее изучения стала Библия, а  предметом - фразеологизмы библейского происхождения.

Девочка полностью прочла Библию, познакомилась с многочисленными библейскими сюжетами, которые легли в основу оборотов речи, которые мы считаем фразеологизмами, пришедшими к нам в речь именно из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, проведя многочисленные опросы среди своих одноклассников, учителей, родителей, она пришла к глубокому разочарованию. Практически никто не знает происхождения тех или иных оборотов речи, откуда они пришли к нам в речь, соответственно не владеют знаниями Библии, в общих чертах имеют представление о жизни и подвиге Иисуса Христа. Понять значение подобранных фразеологизмов опрашиваемые могут, но понятия не имеют историю возникновения этих речевых оборотов.

Так какова цель изучения библейских произведений в мирской школе? Все произведения  включают применение библейских принципов в жизни учащихся, потому что Библия – это основание всей нашей христианской жизни. Это Божье «учебное пособие». Поскольку первостепенное значение в формировании духовно-нравственных ценностей оказывают уроки литературы, предлагаю реализовывать межпредметные связи с этим предметом на уроках русского языка, используя тексты притч при развитии речи школьников.

Притчи являются благодатным материалом для развития речи учащихся. Содержание притч, как известно, имеет нравственную мораль. Основными приёмами работы с притчами могут быть: внимательное прочтение притчи; выведение морали из притчи; возведение притчи к древности (т.е. показать проницательность и мудрость древних философов); написание сжатого или подробного изложения, собственного сочинения; введение притчи в высказывание; опровержение или аргументирование поучительной мысли притчи: моделирование ситуации применения притчи.

Описанные приёмы развивают речь школьников, повышают их общую культуру, формируют уважительное отношение к традициям, семье, доброжелательное отношение к сверстникам; способность к духовному развитию, различению хороших и плохих поступков.

Применяя тексты притч на уроках русского языка, мы реализуем компетентностный подход.

При работе над притчами важно правильно построить систему вопросов, стремиться с помощью этой системы вопросов продвинуть ребенка к осмысленному чтению текста.

Поскольку в мире огромное количество притч, учитель имеет возможность выбрать более подходящий текст для конкретного класса как с психологической точки зрения, так и с духовно-нравственной.

В качестве примера предлагаю  восточную притчу «Всё в твоих руках». Она раскрывает очень глубокий смысл: от каждого человека зависит жизнь людей и даже маленькой бабочки.

Зачем же нужны тексты притч на уроках русского языка? Притча всегда поучительна; это одновременно и мудрость и путь к мудрости; это слово. Недаром в одном из своих стихотворений советский поэт Вадим Сергеевич Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Действительно, слово, а в нашем случае притча, обладает невероятным могуществом. Притча – это искусство слов попадать прямо в сердце, «это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы». Можно сказать, что весь мир – это притча.

Таким образом, притчи помогают в воспитании души ребёнка, т.е. в духовно-нравственном воспитании. Используя тексты притч на уроках русского языка, мы не только проводим работу по развитию речи учащихся, но и расширяем кругозор ребенка, формируем культуроведческую и коммуникативную компетенции, развиваем чувства милосердия, любви, сострадания, учим прощать, уважать старших, говорить правду.

Список литературы

  1. Архиепископ Аверкий (Таушев). «Крест Христов – орудие нашего спасении.
  2. В.Я.Коровина. Издание: 13-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2011.
  3. И.В.Бугаева (Москва, 2014), «Стилистические особенности произведений святителя Феофана Затворника».
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва «Просвещение», 2009.