Инклюзивное образование. Активные методы и приёмы обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Презентация

Активные методы и приемы

  • побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом;
  • используют в разновозрастных группах, в различных условиях и на различных этапах урока.

К ним относят:

  • Приветствие.
  • Установка.
  • Минутки создания хорошего настроения.
  • Методы для снятия усталости, напряжения, восстановления энергии перед выполнением сложной учебной задачи.
  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
  • Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.
  • Узелки на память.
  • Работа с бланковыми методиками. 
  • Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.
  • Использование кинезиологических упражнений.
  • Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации.
  • Использование картинного материала.
  • «Пометки на полях».
  • «Направленное чтение».
  • Активные методы рефлексии.

Приветствия.

В начале урока приветствия позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие,  способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

Минутки создания хорошего настроения

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.

Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

- Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)

Методы для снятия усталости, напряжения, восстановления энергии перед выполнением сложной учебной задачи.

«Дирижер»

Учитель: «Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку. Каждый из вас представит себя дирижером, который руководит оркестром. (включается музыка)

Можете слушать музыку с закрытыми глазами. Вслушивайтесь в музыку и дирижируйте руками, локтями, всей рукой целиком ,всем своим телом Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт».

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий

  • Сигнальные карточки предназначены для установления обратной связи учителя с классом.
  • Сигнальные карточки могут использоваться при изучении любой темы, на различных этапах урока с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.

Данный вид работы стимулирует деятельность учеников. Все дети принимают активное участие в процессе обучения. Видна работа каждого ребёнка.

Работа с бланковыми методиками

Карточки-бланки, сопровождающиеся рекомендациями по применению заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.

Правила применения бланков:

  1. Неоднократно проговаривать, желательно по частям, инструкцию для выполнения;
  2. Использовать минимальное (1-2) количество заданий;
  3. Соблюдать оптимальный размер символов (букв, цифр, фигур);
  4. Корректно оценивать, критиковать, сравнивать детские работы;
  5. Не давать бланки домой, в качестве домашнего задания;
  6. Не забывать хвалить за работу, если даже бланки заполнены не идеально;
  7. Не давать ребенку второй (третий) бланк для заполнения;
  8. Давать задания на бланках регулярно, хотя бы раз в неделю, чтобы данный вид работы стал привычным.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.

Использование кинезиологических упражнений

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, улучшается мыслительная деятельность, повышается стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчается процесс чтения и письма.

Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации

  • Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка.
  • Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

Использование картинного материала

  • Применяется для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

«Пометки на полях»

  • Используется при ознакомлении с новым материалом. Ученик отслеживает свое понимание прочитанного задания или  текста и воспринимает иную информацию.

Он должен работать активно и внимательно, не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание текста, пропускать то, что не понял.

Пометки:

v - отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
+ -  отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
? - отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

«Направленное чтение»

  • Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы.
  • Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Активные методы рефлексии

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого).
  • «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

    «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала).
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

1.  сегодня я  узнал…
2.  было  интересно…
3.  было трудно…
4.  я выполнял задания…
5.  я понял, что…
6.  теперь я могу…
7.  я почувствовал,  что…
8.  я приобрел…
9.  я научился…
10.  у меня получилось …
11.  я смог…
12.  я попробую…
13.  меня удивило…
14.  урок дал мне для жизни…
15.  мне захотелось…

Активные методы и приемы обеспечивают решение таких образовательных задач у учащихся с ОВЗ:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда.