Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Это действительно актуальная проблема. К сожалению, дети все реже берут в руки книгу. Им интереснее компьютерные игры, общение в социальных сетях. Стремительное внедрение информационных технологий просто выталкивают книги из нашего окружения. Это связано ещё и с тем, что чтение- трудоёмкий процесс, требующий больших временных затрат, усилий, усидчивости. …Вспомним статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Смысловое (продуктивное) чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
- извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Как сделать работу с текстом на английском языке интересной и увлекательной? Как заинтересовать посредством текста изучение иностранного языка? Я попыталась проследить, как смысловое чтение может стать основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах. «Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» А.А.Леонтьев, известный психолог.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Что же такое стратегии смыслового чтения? Стратегии смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
- До чтения текста. Предтекстовый. Pre-reading
- Во время чтения текста. Текстовый. While-reading
- После чтения текста. Посттекстовый. Post-reading
Наиболее распространенные стратегии смыслового чтения, которые я применяю на разных этапах работы с текстом на уроках иностранного языка:
Предтекстовый этап (ориентировочный)
Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения.
- «Ориентиры предвосхищения содержания» (верно - не верно, согласен - не согласен, до - после)
- «Мозговой штурм». (Ассоциации по поводу заявленной темы)
- «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)
- «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
- «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия)
- «Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)
Текстовый этап (чтение)
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
- «Чтение в парах»
- «Чтение с пометками. Приём Insert»
- v Знакомая информация
- + Новая информация
- - Я думал (думала) иначе
- ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
- «Чтение с вопросами»
- «Чтение с остановками»
- «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).
- «Преобразование текста в таблицу»
- «Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)
- «Кластер»
Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)
Целью стратегии постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
- «Отношение между вопросом и ответом»
- «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста)
- «Ромашка Блума» (шесть лепестков - шесть типов вопросов)
- простые (Кто? Когда? Где? Как?)
- уточняющие (Правильно ли я понял..?)
- практические (Как можно применить..? Что можно сделать из..?)
- интерпретационные (Почему?)
- творческие (Что будет, если..?)
- оценочные (Как вы относитесь?)
- «Взаимовопросы»
- «Синквейн.» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
- «Сводные таблицы»
- «Верно, неверно, нет информации»
- «Проверочный лист»
- «Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)
Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях, умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда. Все это может дать человеку Чтение.
Используемая литература
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.Гальперин. – М.: Наука, 2015.
- Граник, Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста / Г.Г.Граник, А.Н.Самсонова // Вопросы психологии.- 1993.- № 2.
- Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А.Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2016. – № 2.
- Сметанникова Н.Н. Стратегии смыслового чтения. - 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
- Интерент-ресурсы// Приёмы смыслового чтения.