Вид методической продукции: методическая разработка.
К дополнительной общеразвивающей программе «Театр моды «Василиса». Дизайн одежды».
Возраст детей 13-16 лет.
Краткая аннотация: Данная разработка выполнена на основе практического опыта проведения занятий в театре моды «Василиса» при создании коллекций моделей одежды.
Обоснование актуальности разработки
В театре моде «Василиса» за двадцать лет существования коллектива создано большое количество интересных коллекций моделей одежды различных стилевых направлений для участия в конкурсах, фестивалях, показах. В костюмах органично соединяются народные мотивы и новейшие тенденции современной моды, выразительность и колорит различных стилей от романтики до авангарда, совершенные формы и новые фактурные решения.
Особое место в театре моды занимает авангардное направление в стилистическом решении коллекций. За это время создано шесть коллекций, в которых можно обнаружить параллели между работами художников начала ХХ века и современными костюмами. Интерес к теме русского авангарда поддерживается многочисленными выставками, проходящими в последние годы в Москве, постоянным обращением современных дизайнеров к творчеству авангардистов. Сила искусства авангарда преодолевает временные рамки и рождает новые художественные замыслы.
Данная разработка была представлена на XVIII научно-практической конференции с международным участием "Русская культура в предметной области "Технология", организованной Московским педагогическим государственным университетом и Ассоциацией учителей технологии г. Москвы в феврале 2018 года.
Такое многолетнее постоянство в выборе темы для создания новой коллекции может стать примером для работы аналогичных коллективов.
Определение конкретной цели: Изучить практику создания коллекции моделей одежды в театре моды «Василиса» в стилистике 20-х годов прошлого века.
Краткое описание ожидаемого результата: Использование данной разработки будет способствовать повышению художественного уровня создаваемых коллекций в детских творческих объединениях театров моды.
Содержание
Данная методическая разработка включает следующие разделы:
1. Краткие сведения об искусстве русского авангарда и основные понятия;
2. Развитие костюма после революции 1917 года;
3. Анализ коллекций созданных в театре моды в стилистике русского авангарда;
4. Работа над коллекцией моделей одежды и головных уборов «АвангАрдия».
Настоящая работа призвана оказать помощь педагогам дополнительного образования детских театров моды и студий костюма при подготовке и создании творческих коллекций , отвечающих профессиональным требованиям различных конкурсов театров моды.
Создание коллекции моделей одежды – это единый образовательный процесс, осуществляемый по образовательным программам «Рисуем моду», «Шить легко и быстро», «Сценическое движение» командой педагогов-единомышленников.
Остановимся подробнее на некоторых теоретических моментах, после изучения которых учащиеся приступают к разработке коллекций в стилистике русского авангарда.
1. Культурно-исторические рамки «русского авангарда»
Авангардизм как концептуальное направление в искусстве и культуре возник в конце 19 начале 20 веков. Наиболее активный период развития авангарда в живописи, литературе, музыке, театре, кино и архитектуре приходится на 1870 – 1935 года. Основные центры русского авангардизма сформировались в Петербурге («Союз молодежи») и в Москве (общество «Бубновый валет»). Из этих объединений вышли многие основатели будущих российских и мировых направлений в искусстве.
В начале прошлого века, а особенно после революционных событий, изменился весь облик мирового сообщества. Альтернативные решения, отразившие революционные преобразования в различных областях общества, восхищали и будоражили умы современников. Авангардисты декларировали новую эстетику, которая соответствовала появлению нового мира и нового человека. И революция 1917 года активно способствовала этому.
«Революция» - коренное преобразование в любой области человеческой деятельности (переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды).
А какой была «модная революция»?
На занятиях в театре моды мы часто обращаем свой взгляд на моду сквозь призму исторических явлений; рассматриваем различные варианты модернизации одеяний, обусловленные революционными изменениями в обществе и вечным поиском красоты. Интересен и вопрос восприятия современными детьми событий 100 летней давности. Какого их отношение к искусству 20-х годов прошлого века, какова роль революционного искусства для нашего времени?
Термин «авангард», обозначает новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе.
«Русский авангард» - одно из направлений модернизма в России в 1900–1930 гг.,
«Конструктивизм» - авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР.
«Прозодежда» - производственная одежда. Художники 20-х годов предложили различные варианты производственных костюмов. Главную задачу они видели в «создании одежных форм, построенных не на традициях моды». Моду должны были заменить простота, удобство, гигиеничность и «социально-техническая целесообразность».