Приобщение дошкольников к русской народной культуре средствами мини-музея "Русская изба"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Именно музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Ещё известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н.Фёдоров, П.А.Флоренский, Ф.Шмит, А.В.Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Именно музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашей группе был создан мини-музей: «Русская изба». Основной целью создания нашего мини-музея стало введение детей в особый самобытный мир народной культуры путём его действенного познания.

Мини-музей стал своеобразной лабораторией поиска наиболее эффективных путей приобщения детей к отечественной истории и культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно важная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Наш мини-музей как живой организм помогает ребёнку впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Его деятельность строится по следующим направлениям:

  • жизнь человека в истории и культуре (труд, быт, обычаи и традиции); общественная и историческая жизнь страны;
  • православный календарь;
  • народный земледельческий календарь; региональный компонент (знакомство с Нижнем Поволжьем);
  • различные жанры фольклора;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • «Театр Петрушки»;
  • поверья русского народа.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, поэтому в нашем мини-музее ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

«Русская изба» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Особенность нашего мини-музея - его интерактивность. Дети примеряют лапти, сидят за прялкой, чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

Наш мини-музей расширяет представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Глоссарий

Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др.

Модерниза́ция (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это: обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Земледельческий календарь

Аналоговый анализ:

Перечень материалов, аналогичных представляемому продукту:

Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом:

Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения должна способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Таким образом, мини-музей дает возможность: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей. Он органично включается в единое пространство ДОУ и, будучи специально спроектированной интерактивной средой, обеспечивает детям яркие образные представления и эмоциональные переживания. Даёт возможность попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

Ах, как же интересно детям заниматься в нашей избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальной яйцо. Всему этому учатся дети в нашем мини-музее. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.

Не случайно, музеи называют информационно-коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Организационные ресурсы:

  • Консультирование педагогов, по использованию музейной педагогики в образовательном пространстве ДОУ.
  • Организация семинаров, мастер-классов, открытых просмотров, педагогических советов.

Для формирования у детей навыков исследовательской и познавательной деятельности необходимо обогащение развивающей среды группы, а также пополнение экспонатами мини-музея.

Материально-техническое обеспечение:

  • предметы деревенского обихода: деревянные лавки, посуда, утварь,
  • изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
  • прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
  • лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
  • русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;
  • элементы русского народного костюма: сарафаны, головные уборы (кокошники, кички), мужские сорочки;
  • элементы женских народных украшений;
  • книги русских народных сказок;
  • настольно-печатные игры:
  • этнокарты;
  • картины с изображением русского народного быта.

Технология внедрения инновационного продукта

Что?

Инновационный продукт - технология «Музейная педагогика в образовательном пространстве ДОУ» разработан в рамках работы по самообразованию. Материал носит поисково-исследовательский характер: представленная технология формирует и развивает навыки познавательной и созидательной деятельности, для использования их в образовательной деятельности с детьми.

Для чего и зачем?

Данная технология – это работа на перспективу. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. И чем раньше ребёнок окунется в атмосферу увлекательного мира музея, тем быстрее будут развиваться у него способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, начнется формирование уважения к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Для кого?

Технология «Музейная педагогика в образовательном пространстве ДОУ» адресована:

  • воспитателям младших, средних, старших и подготовительных групп детских садов;
  • родителям воспитанников для использования с детьми дома.

Опыт распространен среди работников дошкольного образования города.

Как?

Внедрение предполагает реализацию инновационного продукта в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Описание эффектов достигаемых при использовании инновационного продукта

В результате использования данного инновационного продукта достигнуты следующие результаты:

  • обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного города;
  • сформированы представления о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
  • вызван постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности;
  • сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • сформированы представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
  • развиты коммуникативные навыки, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
  • обогащены представления детей о культурном наследии своего народа.
  • сформированы предпосылки интеллигентного человека, с детства приобщенного к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею;
  • сформирована способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, к художественному восприятию действительности;
  • погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволит детям получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, узнать об элементах материальной и духовной культуры, пробудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
  • заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • дошкольники научатся высказывать предпочтения, проводить ассоциации, опираясь на собственный опыт восприятия, научатся отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.

В свою очередь мини-музей, являющийся неотъемлемой частью музейной педагогики, позволит реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, которые станут действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Именно мини-музей поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада. А также расширит кругозор, откроет возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, сыграет роль психологической разгрузки детей и откроет новые возможности для коррекционной работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Участники образовательного процесса

Сложности

Пути преодоления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини-музей – новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.