Автор программы |
В.В. Пасечник «Биология. 5-9 классы». |
Тема урока,
№ в рабочей программе |
Тканевая совместимость и переливание крови.
Раздел 5. Внутренняя среда организма. Урок №4. |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Организовать деятельность учащихся по изучению тканевой совместимости и правил переливания крови |
Задачи урока |
Обучающие |
Развивающие |
Воспитательные |
Раскрыть понятие о тканевой совместимости. Сформировать знания о группах крови, о правилах переливания. |
Формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемной ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию, усвоению и применению знаний .
Развивать умения самостоятельно работать с разными источниками информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать умения, логически мыслить, делать выводы и обобщения. |
Воспитывать интерес к предмету.
Формировать положительное отношение к донорству в жизни человека
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения, продолжить формирование навыков работы в группе. |
Планируемые результаты |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
Знать отличия разных групп крови.
Сформировать основные понятия урока: «резус-фактор», «донор», «реципиент».
Уметь находить биологическую информацию о пересадке тканей в разных источниках.
Объяснять правила переливания крови. |
Личностные качества:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные - научится искать и отбирать необходимую информацию, применять приемы работы с информацией, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе.
Регулятивные - научится планировать работу, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы;
получить возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно;
научится адекватно оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, применять умения и опыт ведение диалога и участия в дискуссии, обмениваться мнениями, активно слушать одноклассников, находить ответы на вопросы, формулировать их. |
Методическое обоснование |
В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Деятельностный метод реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Методический замысел: постановка проблемного вопроса (прием создания проблемной ситуации с помощью предъявления противоречивых фактов), выдвижение гипотез; совместное открытие темы урока; формулирование цели; планирование работы.
В процессе решения поставленных задач применялись фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы. Предлагаемые задания позволяют ребятам самостоятельно освоить новый материал, сопоставить полученную информацию с проблемой урока, сделать выводы и оценить результаты своей работы.
Урок построен в форме диалога. Планируется проведение в атмосфере сотрудничества учителя и учеников. |
ИОС урока |
Учебно-методическое обеспечение |
Вид используемых средств ИКТ |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
УМК:
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа.
И.Д.Зверев. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М. Просвещение». |
Презентация PowerРoint «Тканевая совместимость и переливание крови» с эффектами анимации.
Видеосюжет «Определение групп крови и резус фактора».
https://www.youtube.com/watch?v=9HuwBsjj6VY |
Аппаратное обеспечение урока: мультимедийный компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран, принтер.
Программное обеспечение урока: Microsof PowerPoint, Microsoft Word.
Возможность выхода в интернет. |
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент.
1 мин. |
Создание психологической атмосферы урока. Включение уч-ся в деловой ритм урока |
Приветствует учеников.
Акцентирование внимания на предмете изучения, предстоящих открытиях и необходимости активной сосредоточенной работы. |
Включаются в работу |
2. Проверка домашнего задания.
10 мин. |
Определение глубины усвоения знаний предыдущего урока.
Повторение. |
Организует опрос в устной и письменной форме. (слайды 1-6) |
В процессе беседы формулируют главные выводы предыдущего урока.
Сравнивают биологические понятия и группируют по общим признакам.
Пишут тест с последующей самопроверкой. |
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
4 мин |
Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта необходимого для усвоения нового материала |
Приводит примеры исторических фактов об удачных и неудачных попытках переливания крови прошлом. (Приложение.)
Ставит проблемный вопрос:
Долгое время ученые и врачи не знали причин избирательной гибели людей при переливании крови. Каковы ваши предположения о причинах столь негативных последствий?
В процессе беседы предлагает определить тему предстоящего занятия и сообщает, что ребятам предстоит урок-поиск (исследование). Определяет цель урока. (слайды 7,8) |
Слушают рассказ учителя.
Фиксируют исторический факт: неудачные попытки переливания крови, приведшие к гибели людей.
Формулируют проблему: Почему переливание крови может стать причиной гибели человека
Высказывают предположения (гипотезы) и записывают их на доске.
Рассуждают о способах проверки высказанных предположений. Формулируют тему урока. |
4. Целеполагание и планирование работы.
3 мин. |
Формулирование главной цели и этапов ее достижения |
Напоминает, что исследование проводится по определенному алгоритму. Имея проблему и гипотезы, необходимо сформулировать цель и определить способы ее достижения. Далее приступить к работе. Полученные результаты проанализировать и сделать вывод.
В процессе диалога помогает ребятам записать все этапы предстоящей работы.
(cлайд 9) |
Формулируют цель исследования: выяснить причину гибели людей после переливания крови.
Планируют этапы деятельности:
1. Изучение теоретических основ по теме.
2. Экспериментальная проверка полученной информации.
3. Анализ полученных сведений.
4. Вывод. |
5. Изучение новых знаний и способов деятельности.
10 мин. |
Усвоение учащимися новых знаний и способов действий |
Организует самостоятельную работу с учебником по изучению теоретических основ. (Приложение).
(слайд 10)
Слушает ответы и продолжает диалог. С этой целью демонстрирует фотографию (слайд 11 ) и задает вопрос: «Почему если смешать две капельки крови разных людей в одних случаях эритроциты склеиваются (агглютинируют), а в других нет?»
Далее вводит понятие резус-фактор и предлагает просмотр видеосюжета «Определение групп крови и резус фактора» в качестве экспериментальной проверки полученной информации. (слайд 12)
Предлагает ребятам высказаться, дать анализ новой информации.
Помогает сделать вывод. |
Работают с текстом § 19, отвечают на вопросы дидактической карточки задания 1. (Приложение) и на вопросы учителя.
В процессе просмотра видеосюжета наблюдают процессы разрушения эритроцитов при соединении капелек крови и сывороток несовместимых групп.
Сопоставляют эту информацию с фактами гибели людей. Объясняют причину неудачных переливаний крови. |
6. Изучение новых знаний и способов деятельности
(продолжение).
4 мин. |
Усвоение учащимися новых знаний и способов действий |
Предлагает ребятам рассмотреть схему (слайд 13)
и ответить устно на вопросы:
1. Назовите теоретически возможные пути переливания крови?
2. Почему людей I группы называли универсальными донорами, а людей IV группы универсальными реципиентами?
Объясняет, как учитывают резус-фактор при переливании крови во избежание иммунной реакции (резус-конфликта) |
Объясняют правила переливания крови.
Работают с опорными понятиями «донор», «реципиент».
Слушают объяснение учителя. |
7. Применение изученного.
6 мин. |
Проверка уровня усвоения и понимания материала |
Организует работу в группах. Предлагает задание на применение полученных знаний в практической ситуации, и подумать над вопросом: почему каждому человеку необходимо знать свою группу крови и резус фактор?
Заслушивает и комментирует ответы ребят. |
Обсуждают задание 2 дидактической карточки (Приложение).
Отвечают на вопросы.
При желании задание дидактической карточки ребята могут обыграть по ролям. |
8. Подведение итогов.
3 мин |
Формулирование вывода. Установление соответствия между поставленной целью и полученным результатом. |
Предлагает ребятам еще раз вспомнить алгоритм проведенного исследования (текст выводит на экран):
- Сформулированная проблема;
- Выдвинутые гипотезы;
- Цель;
- Полученная информация (в виде тезисов).
Просит ребят сделать общий вывод по уроку.
(слайд 14) |
Сопоставляют цель проведенного исследования: выяснить причину гибели людей после переливания крови
с полученной информацией:
- по содержанию антигенов в эритроцитах и антител в плазме крови людей делят на несколько групп;
- при смешивании несовместимых групп крови происходит склеивание и разрушение эритроцитов;
- эти правила необходимо учитывать при переливании крови.
Делают вывод:
Причиной гибели людей стало переливание несовместимых групп крови.
Сопоставляют полученный вывод с высказанными гипотезами (предположениями) |
11. Рефлексия. 3 мин.
|
Анализ и самоанализ учебной деятельности. |
Выводит на экран вопросы и предлагает ребятам на них ответить. (слайд 15)
Вопросы:
- Вспомните тему урока?
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли её достичь?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать? |
Осознают свою учебную
деятельность, оценивают результаты своей деятельности и всего класса |
12. Информация о домашнем задании.
1 мин |
Сообщение объема и содержания д/з, инструктаж по его выполнению |
Сообщает домашнее задание (§ 19 и задания к нему)
Обращает внимание ребят на дополнительные вопросы задания 3 дидактической карточки (Приложение). Предлагает поработать с дополнительными источниками информации самостоятельно и сделать сообщения к следующему уроку. |
Записывают д/з |