Проект "Цветные ладошки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Паспорт проекта

Вид проекта

творческий

Цель проекта

Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта

Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (кляксография, печатание подручными материалами, методом тычка, выдувания и т.д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Срок и этапы реализации проекта

Сентябрь 2018 - май 2019 учебный год
I этап – подготовительный: сентябрь 2018.
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме;
подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;
наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Разработка содержания проекта:
«Цветные ладошки»
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Социологический опрос родителей.
II этап – основной: Октябрь 2018г. – Апрель 2019г.
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Формирование навыков художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий: май 2019г.
Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
Презентация проекта на различных уровнях.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:
формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Целевые группы проекта

Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Предполагаемые источники финансирования

Спонсорская помощь

Критерии оценки результативности проекта

Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей осуществляющих в рамках индивидуальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия.

Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" (Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно – исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

Сентябрь

1 неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно демонстрационного, раздаточного материала.

Повысить компетентность педагогов.

2 неделя

Разработка содержания проекта:
«Цветные ладошки»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты.

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

Основной этап

Октябрь

1 неделя

Рисование пальцем или ватной палочкой

Продолжать учить рисовать пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование
«Корзина овощей»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Лукошко грибов»

Закреплять умение рисовать пальцем;
 Развивать фантазию и воображение детей;
Расширять кругозор детей;
Активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Котенок»

 Продолжать учить рисовать ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Мишка косолапый»

Закрепляем умения рисовать ватной палочкой;
 Развивать фантазию и воображение детей;
Активизировать словарь по лексической теме; Развивать мелкую моторику рук.

5 неделя

Мастер - класс для родителей  на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми среднего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования.

Ноябрь

 

 

1 неделя

Кляксография

Учить детей рисовать методом кляксография.
Расширять знания об окружающем мире. Развивать творческое мышление фантазию и воображение

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Мой портрет»

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно эстетическое развитие в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Составь узор»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Моя комната»

Закреплять умение детей рисовать при помощи клякс.
Расширять знания об окружающем мире. Развивать творческое мышление фантазию и воображение.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Моя прогулка»

Совершенствовать работу руки.
Учить детей фантазировать и воображать.
Расширять знания об окружающем мире. Развивать творческое мышление.

Декабрь

1 неделя

Тампонирование

Учить работать тампоном с использованием трафаретов.
Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Моя мама…»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Зайчик»

Закрепление умение работать тампоном с использованием трафаретов.
Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату
Воспитание любви к природе, ко всему живому.

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно эстетическое развитие в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Продолжи узор»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

 

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Праздничная елка»

Закрепление умение работать тампоном с использованием трафаретов.
Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату
Воспитание любви к природе, ко всему живому.

Январь

1 неделя

Печатание подручными материалами

 

Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Домик» (кубики).

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Узор на окне» (печатка).

Расширять представления детей в использовании знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Лисичка»

Расширять представления детей в использовании знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Украсим шубку»

Расширять представления детей в использовании знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции.

Февраль

1 неделя

Рисование методом тычка

Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть;
углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Снежные дорожки»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Самалет»

Продолжать знакомить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть;
углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Подарок для папы»

Продолжать знакомить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть;
углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Военная техника»

Продолжать знакомить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть;
углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Март

1 неделя

Рисование ладошкой

Учить детей рисовать ладонью.
Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление фантазию и воображение

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Букет для мамы»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность (ХЭР) нетрадиционное рисование «Ваза цветов»

Закреплять умения рисовать ладонью. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Петушок»

Закреплять умения рисовать ладонью. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Уточка»

Закреплять умения рисовать ладонью. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому.

Апрель

1 неделя

Рисование трубочками метод выдувания

Учить детей рисовать методом выдувания. Развивать чувство цвета и ритма.
Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Деревья»

2 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Гнездо с птенцом»

Учить детей рисовать методом выдувания. Развивать чувство цвета и ритма.
Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

3 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Жираф»

Закреплять умения рисовать методом выдувания. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.

4 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Цветочная поляна»

Закреплять умения рисовать методом выдувания. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.

Завершающий этап

Май

1 неделя

Непрерывно образовательная деятельность
(ХЭР) нетрадиционное рисование «Цветочная поляна»

Закреплять умения рисовать методом выдувания. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.

2 неделя

Участие воспитанников в Международных и Всероссийских  конкурсах

Представить опыт детей на всероссийском и международном уровне.

3 неделя

Развлечение «Первоцветы».

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

4 неделя

Оформление художественной выставки «Удивительный мир красок»

Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение; побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным техниками.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиком и ладонью, кляксография, печатание подручными материалами, методом тычка, выдувания и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 - май 2019. Проект длительный.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие».

Предполагаемые результаты:

  • Наличие у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техник рисования;
  • Владение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Материально-техническое обеспечение проекта: Альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
  • представление проекта «Цветные ладошки» на городском, областном, Всероссийском уровнях.

Мониторинг проектной деятельности

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по освоению образовательной области Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает

  • формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
  • развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

  • Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные  техники рисования для детей старших возрастных групп», ориентированного на воспитанников старшей группы;
  • Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественно эстетического развития»;
  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
  • Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

Заключение

Проект «Цветные ладошки» рассчитан на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международных конкурсах детского рисунка.

Список литературы

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб : ООО  Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.- 528 с.
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, пособие для воспитателей.-2-е изд. и доп.- М.: Просвещение,1982.- 208 с.
  3. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001.- 392с.
  4. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др.- Волгоград: Учитель, 2013.-279с.
  5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  6. Венгер,Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер.-М.:«Просвещение», 2005.
  7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/ Г.Ю.Ксензова. - М., 2000.
  8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С.Комарова. - М. :Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина.-Ярославль, 1998.
  10. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина.- Каро, 2007.