Паспорт проекта
Вид проекта |
творческий |
Цель проекта |
Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. |
Задачи проекта |
Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности; |
Срок и этапы реализации проекта |
Сентябрь 2018 - май 2019 учебный год |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
В результате выполнения проекта будет достигнуто: |
Целевые группы проекта |
Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
Предполагаемые источники финансирования |
Спонсорская помощь |
Критерии оценки результативности проекта |
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей осуществляющих в рамках индивидуальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия. |
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" (Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно – исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятия |
Задачи |
||
Подготовительный этап |
||||
Сентябрь |
1 неделя |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно демонстрационного, раздаточного материала. |
Повысить компетентность педагогов. |
|
2 неделя |
Разработка содержания проекта: |
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты. |
||
3 неделя |
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. |
Определить объем и содержание работы по проекту. |
||
4 неделя |
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» |
Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. |
||
Основной этап |
||||
Октябрь |
1 неделя |
Рисование пальцем или ватной палочкой |
Продолжать учить рисовать пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. |
|
Непрерывно образовательная деятельность |
||||
2 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закреплять умение рисовать пальцем; |
||
3 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Продолжать учить рисовать ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. |
||
4 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закрепляем умения рисовать ватной палочкой; |
||
5 неделя |
Мастер - класс для родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми среднего дошкольного возраста» |
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования. |
||
Ноябрь
|
1 неделя |
Кляксография |
Учить детей рисовать методом кляксография. |
|
Непрерывно образовательная деятельность |
||||
2 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно эстетическое развитие в индивидуальной форме. |
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
||
3 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закреплять умение детей рисовать при помощи клякс. |
||
4 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Совершенствовать работу руки. |
||
Декабрь |
1 неделя |
Тампонирование |
Учить работать тампоном с использованием трафаретов. |
|
Непрерывно образовательная деятельность |
||||
2 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закрепление умение работать тампоном с использованием трафаретов. |
||
3 неделя |
Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно эстетическое развитие в индивидуальной форме. |
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. |
||
|
4 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закрепление умение работать тампоном с использованием трафаретов. |
|
Январь |
1 неделя |
Печатание подручными материалами |
Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции. |
|
Непрерывно образовательная деятельность |
||||
2 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Расширять представления детей в использовании знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. |
||
3 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Расширять представления детей в использовании знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. |
||
4 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Расширять представления детей в использовании знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. |
||
Февраль |
1 неделя |
Рисование методом тычка |
Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; |
|
Непрерывно образовательная деятельность |
||||
2 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Продолжать знакомить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; |
||
3 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Продолжать знакомить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; |
||
4 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Продолжать знакомить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; |
||
Март |
1 неделя |
Рисование ладошкой |
Учить детей рисовать ладонью. |
|
Непрерывно образовательная деятельность |
||||
2 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность (ХЭР) нетрадиционное рисование «Ваза цветов» |
Закреплять умения рисовать ладонью. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. |
||
3 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закреплять умения рисовать ладонью. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. |
||
4 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закреплять умения рисовать ладонью. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. |
||
Апрель |
1 неделя |
Рисование трубочками метод выдувания |
Учить детей рисовать методом выдувания. Развивать чувство цвета и ритма. |
|
Непрерывно образовательная деятельность |
||||
2 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Учить детей рисовать методом выдувания. Развивать чувство цвета и ритма. |
||
3 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закреплять умения рисовать методом выдувания. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. |
||
4 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закреплять умения рисовать методом выдувания. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. |
||
Завершающий этап |
||||
Май |
1 неделя |
Непрерывно образовательная деятельность |
Закреплять умения рисовать методом выдувания. Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость. |
|
2 неделя |
Участие воспитанников в Международных и Всероссийских конкурсах |
Представить опыт детей на всероссийском и международном уровне. |
||
3 неделя |
Развлечение «Первоцветы». |
Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения творческих заданий; |
||
4 неделя |
Оформление художественной выставки «Удивительный мир красок» |
Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; |
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиком и ладонью, кляксография, печатание подручными материалами, методом тычка, выдувания и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Срок реализации проекта: сентябрь 2018 - май 2019. Проект длительный.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественно эстетическое развитие».
Предполагаемые результаты:
- Наличие у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техник рисования;
- Владение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально-техническое обеспечение проекта: Альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- представление проекта «Цветные ладошки» на городском, областном, Всероссийском уровнях.
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет по освоению образовательной области Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
- развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
- Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные техники рисования для детей старших возрастных групп», ориентированного на воспитанников старшей группы;
- Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественно эстетического развития»;
- Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
- Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Заключение
Проект «Цветные ладошки» рассчитан на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международных конкурсах детского рисунка.
Список литературы
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.- 528 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, пособие для воспитателей.-2-е изд. и доп.- М.: Просвещение,1982.- 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001.- 392с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др.- Волгоград: Учитель, 2013.-279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер,Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер.-М.:«Просвещение», 2005.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/ Г.Ю.Ксензова. - М., 2000.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С.Комарова. - М. :Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина.-Ярославль, 1998.
- Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина.- Каро, 2007.