Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель: обобщить и систематизировать знания о строении, значении и гигиене пищеварительной системы человека.

Задачи:

  • Образовательные: развивать умение постановки цели и решения задач по систематизации знаний о пищеварительной системе человека, расширить круг знаний по данной теме, пробудить интерес ребят к биологии, показать значимость полученных знаний в жизни человека.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу школьников.
  • Воспитательные: развивать умение работать в команде, слушать и слышать, организовывать совместные действия, учитывать мнения других ребят, придерживаться моральных норм при межличностном общении.

Тип урока: обобщающий.

Форма работы: групповая.

Ход урока

1. Организационный момент

Совместная постановка целей и задач.

2. Актуализация

Класс делится на две команды. Можно придумать названия команд (соответственно теме) и выбрать капитанов команд (в конце урока они помогут выделить наиболее активных участников).

Разминка (вопрос – ответ)

Задаются вопросы командам по очереди, ответ даётся сразу (возможен переход вопроса другой команде). Оценивается каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. Число зубов у взрослого человека
  2. Отличие молочных зубов от коренных
  3. Значение слюнных желез
  4. Подвижный мускулистый орган в ротовой полости
  5. Мышечная трубка, ведущая в желудок
  6. Место переваривания белков
  7. Червеобразный отросток
  8. Самая крупная пищеварительная железа
  9. Вещества, расщепляющие пищу
  10. Место жительства кишечной палочки
  11. Вещество, активирующее ферменты желудка
  12. Место всасывания питательных веществ
  13. Сок поджелудочной железы
  14. Хранилище желчи

Станция «Загадочная»

Правильный ответ – 1 балл.

Комовато, ноздревато
Грубовато и горбато,
Кисло и пресно, и вкусно,
Всем людям мило. (хлеб)

Белая белена по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла. (мука)

Мирошка сидит на ложке, свесивши ножки. (лапша)

Дяденька смеётся, на нём шубонька трясётся. (кисель)

Полно корыто пузырей намыто. (солёные огурцы)

Жидко, а не вода
Бело, а не снег. (молоко)

Маленький, кругленький, беленький,
Разобьёшь – не склеишь. (яйцо)

Бел как снег, в чести у всех,
Нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)

Станция «Объясни поговорку»

Оценивается по 5-балльной шкале (чем полнее ответ, тем выше балл).

  • Всё полезно, что в рот полезло.
  • Большая сыть брюху вредит.
  • Каков корм, такова и работа.
  • Аппетит приходит во время еды.

Станция «Чёрный ящик»

Достают капитаны команд из ящика фотографии различных органов пищеварительной системы, после 5-минутной подготовки надо назвать этот орган, его строение и значение.

Оценивание по 5-балльной шкале.

Вопросы для обсуждения

Капитаны команд вынимают карточки с вопросами. Время для обсуждения – 5 минут. Задача участников – дать полный ответ на вопрос. Оценивается по 5-балльной шкале.

  1. Когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу. Но без пищи, сделав 3-4 глотательных движения, чувствуем затруднение в глотании. Почему?
  2. Если долго жевать корочку чёрного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?
  3. Заболевания печени, при которых нарушаются все её функции смертельны. Почему?
  4. При пищевых отравлениях возникает рвота и боль в желудке. Объясните эти явления.
  5. В древней Индии подсудимому предлагали съесть сухой рис для определения его виновности. Если обвиняемый его съедал – не виновен, если нет – виновен. На основании каких знаний применяли такое испытание?
  6. Человек может прожить без пищи 30 дней, а без воды всего 5 суток. Почему?
  7. Почему в горячих цехах рабочим при жажде дают пить минеральную (подсоленную) воду?
  8. Почему раньше во время длительных морских походов у людей начинался авитаминоз?
  9. В нормах питания для работников тяжёлого физического труда предусматривается увеличение углеводов. Почему?
  10. Тратится ли энергия у человека во время сна? Ответ поясните.

Подведение итогов. Рефлексия

Суммируются полученные командами баллы, оглашается команда-победитель.
Наиболее активные участники получают отметки.

Используемая литература

1. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе. Изд-во «Учитель», Волгоград, 1997.