Цель: обобщить и систематизировать знания о строении, значении и гигиене пищеварительной системы человека.
Задачи:
- Образовательные: развивать умение постановки цели и решения задач по систематизации знаний о пищеварительной системе человека, расширить круг знаний по данной теме, пробудить интерес ребят к биологии, показать значимость полученных знаний в жизни человека.
- Развивающие: развивать умение сравнивать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу школьников.
- Воспитательные: развивать умение работать в команде, слушать и слышать, организовывать совместные действия, учитывать мнения других ребят, придерживаться моральных норм при межличностном общении.
Тип урока: обобщающий.
Форма работы: групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
Совместная постановка целей и задач.
2. Актуализация
Класс делится на две команды. Можно придумать названия команд (соответственно теме) и выбрать капитанов команд (в конце урока они помогут выделить наиболее активных участников).
Разминка (вопрос – ответ)
Задаются вопросы командам по очереди, ответ даётся сразу (возможен переход вопроса другой команде). Оценивается каждый правильный ответ - 1 балл.
- Число зубов у взрослого человека
- Отличие молочных зубов от коренных
- Значение слюнных желез
- Подвижный мускулистый орган в ротовой полости
- Мышечная трубка, ведущая в желудок
- Место переваривания белков
- Червеобразный отросток
- Самая крупная пищеварительная железа
- Вещества, расщепляющие пищу
- Место жительства кишечной палочки
- Вещество, активирующее ферменты желудка
- Место всасывания питательных веществ
- Сок поджелудочной железы
- Хранилище желчи
Станция «Загадочная»
Правильный ответ – 1 балл.
Комовато, ноздревато
Грубовато и горбато,
Кисло и пресно, и вкусно,
Всем людям мило. (хлеб)Белая белена по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла. (мука)Мирошка сидит на ложке, свесивши ножки. (лапша)
Дяденька смеётся, на нём шубонька трясётся. (кисель)
Полно корыто пузырей намыто. (солёные огурцы)
Жидко, а не вода
Бело, а не снег. (молоко)Маленький, кругленький, беленький,
Разобьёшь – не склеишь. (яйцо)Бел как снег, в чести у всех,
Нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)
Станция «Объясни поговорку»
Оценивается по 5-балльной шкале (чем полнее ответ, тем выше балл).
- Всё полезно, что в рот полезло.
- Большая сыть брюху вредит.
- Каков корм, такова и работа.
- Аппетит приходит во время еды.
Станция «Чёрный ящик»
Достают капитаны команд из ящика фотографии различных органов пищеварительной системы, после 5-минутной подготовки надо назвать этот орган, его строение и значение.
Оценивание по 5-балльной шкале.
Вопросы для обсуждения
Капитаны команд вынимают карточки с вопросами. Время для обсуждения – 5 минут. Задача участников – дать полный ответ на вопрос. Оценивается по 5-балльной шкале.
- Когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу. Но без пищи, сделав 3-4 глотательных движения, чувствуем затруднение в глотании. Почему?
- Если долго жевать корочку чёрного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?
- Заболевания печени, при которых нарушаются все её функции смертельны. Почему?
- При пищевых отравлениях возникает рвота и боль в желудке. Объясните эти явления.
- В древней Индии подсудимому предлагали съесть сухой рис для определения его виновности. Если обвиняемый его съедал – не виновен, если нет – виновен. На основании каких знаний применяли такое испытание?
- Человек может прожить без пищи 30 дней, а без воды всего 5 суток. Почему?
- Почему в горячих цехах рабочим при жажде дают пить минеральную (подсоленную) воду?
- Почему раньше во время длительных морских походов у людей начинался авитаминоз?
- В нормах питания для работников тяжёлого физического труда предусматривается увеличение углеводов. Почему?
- Тратится ли энергия у человека во время сна? Ответ поясните.
Подведение итогов. Рефлексия
Суммируются полученные командами баллы, оглашается команда-победитель.
Наиболее активные участники получают отметки.
Используемая литература
1. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе. Изд-во «Учитель», Волгоград, 1997.