Цель: Акцентировать внимание детей на том, как важно уметь понять состояние другого человека и откликаться на его беды и горести.
Практическая работа: постараться развеселить человека печального или расстроенного.
Оформление доски:
План урока:
- Организационный момент. Постановка учебной задачи.
- Проверка домашнего задания.
- Решение учебной задачи.
- Работа с пословицами.
- Анализ ситуаций.
- О тактичности.
- Закрепление. Рефлексия.
- Игра «Продолжи фразу»
- Игра «Находка»
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Дети, вы уже знаете много добрых волшебных слов. Давайте вспомним некоторые (повторим). Работа с кроссвордом.
- Вы пришли в школу. Какое слово вы сказали? (Здравствуйте)
- Вам помогли зайти, раздеться. Что вы скажете? (Спасибо, благодарю)
- Если вы нечаянно кого-то толкнули, что вы скажете? (Извините, простите)
- Чтобы человек выполнил вашу просьбу, какие вежливые слова нужно говорить? (Пожалуйста, будьте любезны)
- Ну и когда вы прощаетесь, что вы говорите? (До свидания)
- Итак, что у нас получилось? (Доброта)
- Действительно, все эти вежливые слова несут доброту и, если, человек их часто произносит, значит, в нем есть это важное качество - доброта.
Но мы также знаем, что в зависимости от разных ситуаций, человек может быть… грустным, сердитым, удивленным, радостным, испуганным.
- Как вы думаете, какой из этих портретов вам будет более приятен?
Дети: - Веселый человек.
Учитель: - Почему?
Дети: - От него исходит тепло как от солнышка, с ним приятно находиться, он добрый.
1. Учитель: - А давайте еще вспомним народную мудрость о силе доброго слова.
- Доброе слово, что ясный день.
- Недоброе слово больней огня жжет.
- Ласковым словом и камень растопишь.
- Спеши делать добро!
Дети объясняют, как они понимают их смысл.
Учитель: - А еще в старину люди говорили: «Уважен хочешь быть, умей других уважить». О чем она?
Дети: - Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, уважали – сам должен других уважать.
Учитель: - А вот эта пословица о чем: «Разделенная радость - двойная радость, разделенное горе - половина горя»?
Дети: - Если тебе плохо, грустно, то становится лучше, если кто-то утешит, разделит грусть. Так же и в радости.
Учитель: - Но всегда ли у так получается: понимать состояние другого человека? Послушайте и поразмышляйте над небольшими историями.
2. Анализ ситуаций.
А) За 5 минут до первого урока в класс зашла Оля. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза. «Чего ты плакала?» - громко спросила Катя. «Кто тебя обидел?», «Давай, давай, рассказывай!» - подскочила к ней Наташа. «Что случилось?» - закричали все. Оля разрыдалась и убежала (выбежала) из класса.
Учитель: - В чем была ошибка детей?
Дети: - Нужно было подойти и тихонько спросить Олю, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко, что случилось.
Доброе слово, что ясный день.
Б) В гости к Тане пришла подруга Ира и увидела в клетке любимого ее попугая. «Ничего птичка, симпатичная» - сказала Ира. «Но они долго не живут, у меня такая же была, только сдохла». Таня «надулась» и Ира уже не смогла ее развеселить.
Учитель: - Какую оплошность допустила Ира?
Дети: - Ире не стоило так отзываться о любимом попугае подруги, тем более приводить такой пример.
Недоброе слово больней огня жжет.
В) Девочка обращается к подружке: «Ну, у тебя и куртка! Я бы такую вещь ни за что не надела!»
Учитель: - Как надо было сказать, если куртка действительно не нравится?
Дети: - «Ты знаешь, я думаю, этот цвет тебе не очень подходит.»
Ласковым словом и камень растопишь.
Вывод: Как вы думаете, были добрыми герои историй? Были ли они достаточно воспитанными?
3. Каждого человека природа одарила пятью чувствами: мы можем видеть → зрение; слышать → слух, вкус, обоняние, осязание. Но вот это чувство – оно дается не всем от рождения. О каком чувстве идет речь? (О чувстве такта). Его назвали шестое чувство → тактичность.
Учитель: - Как вы его понимаете?
Дети: - Чувство доброты, жалости, желание не обидеть другого человека, помочь ему.
Учитель: - О каком человеке мы скажем: «У него нет чувства такта, он бестактный»?
Дети: - О том, кто не понимает другого человека, не сочувствует в горе…
Учитель: - Как поступит тактичный человек, если кто-то плачет?
Дети: - Постарается развеселить, расскажет смешную историю.
Учитель: - А над чем вообще нельзя смеяться?
Дети: - Нельзя смеяться над бедой, над физическими недостатками человека.
Закрепление. Рефлексия
Учитель: - А сейчас поиграем.
Игра «Продолжи фразу»
Учитель начинает, дети заканчивают фразу так, как это бы сделал тактичный человек.
Учитель: - Если ты случайно толкнул кого-то, то…
Дети: - Обязательно извинюсь.
Учитель: - Если в твоем присутствии обижают малыша, то …
Дети: - Надо заступиться за него, помочь ему.
Учитель: - Если тебе подарили коробку конфет, то…
Дети: - Угости присутствующих.
Учитель: - Первым словом по телефону должно быть …
Дети: - Здравствуйте.
Игра «Находка»
Учитель просит детей, с помощью выражения лица, осанки, позы, походки, изобразить разных людей. («тактичный», «бестактный», «смелый», «уверенный», «гордый»)
Учитель: - Посмотрите, каких разных людей мы увидели. И мы с вами в классе разные, непохожие, неповторимые. Но я уверена, что нас связывают не только пять чувств, которые есть у каждого, но и замечательное шестое чувство, без которого так плохо жить на свете. Я вам желаю обладать им. Спасибо за урок!
Домашнее задание
Придумать ситуацию, в которой проявилось бы шестое чувство.