Шестое чувство (о тактичности). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цель: Акцентировать внимание детей на том, как важно уметь понять состояние другого человека и откликаться на его беды и горести.

Практическая работа: постараться развеселить человека печального или расстроенного.

Оформление доски:

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Решение учебной задачи.
    1. Работа с пословицами.
    2. Анализ ситуаций.
    3. О тактичности.
  4. Закрепление. Рефлексия.
    1. Игра «Продолжи фразу»
    2. Игра «Находка»
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Дети, вы уже знаете много добрых волшебных слов. Давайте вспомним некоторые (повторим). Работа с кроссвордом.

- Вы пришли в школу. Какое слово вы сказали? (Здравствуйте)

- Вам помогли зайти, раздеться. Что вы скажете? (Спасибо, благодарю)

- Если вы нечаянно кого-то толкнули, что вы скажете? (Извините, простите)

- Чтобы человек выполнил вашу просьбу, какие вежливые слова нужно говорить? (Пожалуйста, будьте любезны)

- Ну и когда вы прощаетесь, что вы говорите? (До свидания)

- Итак, что у нас получилось? (Доброта)

- Действительно, все эти вежливые слова несут доброту и, если, человек их часто произносит, значит, в нем есть это важное качество - доброта.

Но мы также знаем, что в зависимости от разных ситуаций, человек может быть… грустным, сердитым, удивленным, радостным, испуганным.

- Как вы думаете, какой из этих портретов вам будет более приятен?

Дети: - Веселый человек.

Учитель: - Почему?

Дети: - От него исходит тепло как от солнышка, с ним приятно находиться, он добрый.

1. Учитель: - А давайте еще вспомним народную мудрость о силе доброго слова.

  1. Доброе слово, что ясный день.
  2. Недоброе слово больней огня жжет.
  3. Ласковым словом и камень растопишь.
  4. Спеши делать добро!

Дети объясняют, как они понимают их смысл.

Учитель: - А еще в старину люди говорили: «Уважен хочешь быть, умей других уважить». О чем она?

Дети: - Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, уважали – сам должен  других уважать.

Учитель: - А вот эта пословица о чем: «Разделенная радость - двойная радость, разделенное горе - половина горя»?

Дети: - Если тебе плохо, грустно, то становится лучше, если кто-то утешит, разделит грусть. Так же и в радости.

Учитель: - Но всегда ли у так получается: понимать состояние другого человека? Послушайте и поразмышляйте над небольшими историями.

2. Анализ ситуаций.

А) За 5 минут до первого урока в класс зашла Оля. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза. «Чего ты плакала?» - громко спросила Катя. «Кто тебя обидел?», «Давай, давай, рассказывай!» - подскочила к ней Наташа. «Что случилось?» - закричали все. Оля разрыдалась и убежала (выбежала) из класса.

Учитель: - В чем была ошибка детей?

Дети: - Нужно было подойти и тихонько спросить Олю, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко, что случилось.

Доброе слово, что ясный день.

Б) В гости к Тане пришла подруга Ира и увидела в клетке любимого ее попугая. «Ничего птичка, симпатичная» - сказала Ира. «Но они долго не живут, у меня такая же была, только сдохла». Таня «надулась» и Ира уже не смогла ее развеселить.

Учитель: - Какую оплошность допустила Ира?

Дети: - Ире не стоило так отзываться о любимом попугае подруги, тем более приводить такой пример.

Недоброе слово больней огня жжет.

В) Девочка обращается к подружке: «Ну, у тебя и куртка! Я бы такую вещь ни за что не надела!»

Учитель: - Как надо было сказать, если куртка действительно не нравится?

Дети: - «Ты знаешь, я думаю, этот цвет тебе не очень подходит.»

Ласковым словом и камень растопишь.

Вывод: Как вы думаете, были добрыми герои историй? Были ли они достаточно воспитанными?

3. Каждого человека природа одарила пятью чувствами: мы можем видеть → зрение; слышать → слух, вкус, обоняние, осязание. Но вот это чувство – оно дается не всем от рождения. О каком чувстве идет речь? (О чувстве такта). Его назвали шестое чувство → тактичность.

Учитель: - Как вы его понимаете?

Дети: - Чувство доброты, жалости, желание не обидеть другого человека, помочь ему.

Учитель: - О каком человеке мы скажем: «У него нет чувства такта, он бестактный»?

Дети: - О том, кто не понимает другого человека, не сочувствует в горе…

Учитель: -  Как поступит тактичный человек, если кто-то плачет?

Дети: - Постарается развеселить, расскажет смешную историю.

Учитель: - А над чем вообще нельзя смеяться?

Дети: - Нельзя смеяться над бедой, над физическими недостатками человека.

Закрепление. Рефлексия

Учитель: - А сейчас поиграем.

Игра «Продолжи фразу»

Учитель начинает, дети заканчивают фразу так, как это бы сделал тактичный человек.

Учитель: - Если ты случайно толкнул кого-то, то…

Дети: - Обязательно извинюсь.

Учитель: - Если в твоем присутствии обижают малыша, то …

Дети: - Надо заступиться за него, помочь ему.

Учитель: - Если тебе подарили коробку конфет, то…

Дети: - Угости присутствующих.

Учитель: - Первым словом по телефону должно быть …

Дети: - Здравствуйте.

Игра «Находка»

Учитель просит детей, с помощью выражения лица, осанки, позы, походки, изобразить разных людей. («тактичный», «бестактный», «смелый», «уверенный», «гордый»)

Учитель: - Посмотрите, каких разных людей мы увидели. И мы с вами в классе разные, непохожие, неповторимые. Но я уверена, что нас связывают не только пять чувств, которые есть у каждого, но и замечательное шестое чувство, без которого так плохо жить на свете. Я вам желаю обладать им. Спасибо за урок!

Домашнее задание

Придумать ситуацию, в которой проявилось бы шестое чувство.