ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания девятилетней школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы, как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе составлена эта программа обучения математике с применением экономики.
Эта программа для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе .Основная цель её – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.
Задачи:
- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
В программе представлены три раздела: «Экономика как хозяйство», «Человек и экономическая система», «Человек как работник», общий объем курса -68 часов, по 2 часа в неделю.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
- отличать экономические термины от неэкономических;
- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
- решать задачи экономического содержания;
- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
- устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
- заполнять формы документов на приватизации жилья;
- заполнять бланк трудового контракта.
ПРОГРАММА
(2 часа в неделю)
ТЕМА: Наука ЭКОНОМИКА. Натуральное и товарное хозяйство.
Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, , натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, товарное хозяйство, обмен, производительность труда.
ТЕМА: Деньги. История развития денег.
Что могут деньги? Для чего они нужны? История денежной единицы Росси. Богатство. Заработная плата. Формы заработной платы. Труд – использование умственных и физических способностей людей. Оплата труда. Товар – материальный предмет, полезный людям. Услуга – нематериальные блага.
ТЕМА: Расходы. Бюджет семьи.
Бюджет семьи. О месте, где деньги «растут». Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно-коммунальных услуг. Работа с расчетными книжками.
Примерное распределение учебного материала по математике с элементами экономики на год.
№ |
Тема урока |
Количество часов |
I четверть (18 часов) |
||
1 |
Наука «Экономика». |
1 |
2–5 |
Экономика и математика. Действия с целыми числами. |
4 |
6 |
Решение задач на движение. |
1 |
7–8 |
Безграничные потребности. Ограниченные возможности. |
2 |
9–12 |
Выбор. Цена выбора. Проценты в нашей жизни. |
4 |
13 |
Натуральное хозяйство. Все действия с целыми числами. |
1 |
14 |
Товар. Товарное хозяйство. Действия с дробными числами. |
1 |
15 |
Производительность труда. |
1 |
16 |
Площадь фигур. |
1 |
17 |
Контрольная работа. |
1 |
18 |
Работа над ошибками. |
1 |
II четверть (14 часов) |
||
1–3 |
Что могут деньги? Для чего они нужны? Решение задач. |
3 |
4 |
История денежной единицы России. |
1 |
5 |
Объём, вычисление объёма. |
1 |
6 |
Решение задач на вычисление объёма. |
1 |
7–8 |
Богатство. Действия с именованными числами. |
2 |
9–10 |
Заработная плата. Решение сложных задач. |
2 |
11–12 |
Нахождение нескольких процентов от числа. |
2 |
13 |
Контрольная работа. |
1 |
14 |
Работа над ошибками. |
1 |
III четверть (20 часов) |
||
1–3 |
Формы заработной платы. Деление на трехзначное число с проверкой |
3 |
4 |
Нахождение нескольких частей от числа. |
1 |
5 |
Вычисление площади фигур и помещений. |
1 |
6 |
Труд – использование умственных и физических способностей людей |
1 |
7–8 |
Решение задач |
2 |
9–10 |
Оплата труда |
2 |
11–12 |
Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями |
2 |
13–14 |
Товар – материальный предмет, полезный людям. Действия с именованными числами. |
2 |
15 |
Вычисление периметра. |
1 |
16–17 |
Услуга – нематериальные блага. Меры стоимости и действия с ними. |
2 |
18 |
Решение задач на движение. |
1 |
19 |
Контрольная работа. |
1 |
20 |
Работа над ошибками. |
1 |
IV четверть (16 часов) |
||
1–4 |
Бюджет семьи .Решение задач. |
4 |
5–7 |
Банки государственные и коммерческие. Нахождение процентов от числа. |
3 |
8–9 |
Расчет семейного бюджета. Решение задач. |
2 |
10–11 |
Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками. |
2 |
12–13 |
Оплата жилищно-коммунальных услуг |
2 |
14 |
Контрольная работа |
1 |
15 |
Работа над ошибками |
1 |
16 |
Обобщающий урок по теме «Человек и экономическая система». |
1 |
Требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000
- название и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма.
- Соотношения между единицами стоимости, массы, времени, объёма
- Понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата», «бюджет» налоги и для чего они нужны.
Обучающиеся должны уметь:
- Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями.
- Решать простые задачи на нахождение части от числа и процентов от числа.
- Решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена – количество – стоимость, площадь прямоугольника и длина его сторон.
- Вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда.
- Заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных услуг.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- «Школа юного экономиста» М.М.Воронина. - Волгоград: Учитель. 2015 – 312 с.
- «Дидактические материалы к занятиям по экономике: занимательные задания, познавательные истории. М.М.Ворнина – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
- Математика, 9 класс. А.Антропов – Москва «Просвещение» 2008г.
- Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2013. -184 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2014. -152 с. – (Коррекционная школа).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 71 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 2012. – 336 с.
- Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
- Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
- Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика,2003. – 48 с.
- Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 35 с.
- Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 2005. – 447 с.