Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: индивидуальный, фронтальный, словесный (рассказ, беседа, объяснение).
Междисциплинарная связь: история, история архитектуры, обществознание.
Цели занятия:
1. Образовательные:
- охарактеризовать значение и особенности средневековой философии;
- познакомить с жизнью и философским мировоззрением учёных, философов средних веков;
- закрепить философские понятия и термины;
2. Развивающие:
- продолжить формирование навыков логического и образного мышления;
- умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты и делать выводы;
- умения чётко и грамотно излагать свои мысли;
- развивать навыки самостоятельной работы;
3. Воспитательные:
- содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;
- воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории философии и духовной культуре человечества;
Комплексно-методическое обеспечение занятия:
- Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.
- Наглядные пособия: презентация
- Раздаточный материал: бланки с тестовыми заданиями для проверки домашнего задания, философский словарь терминов.
- Учебные места: аудитория № 410
- Литература
Основная: А.А.Горелов «Основы философии», - М.: Академия, 2016
Дополнительная:
- Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2014
- Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2014.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: 2013
Интернет-ресурсы:
- http://filosofia-totl.narod.ru
- http://an-site.ru/dk/soder.htm
Основные понятия занятия: эпоха средневековья, «отцы - церкви», схоластика, патристика, догмы, томизм, ересь, универсалии, теоцентризм, креацинизм.
План урока:
- Организационный момент
- Блиц-опрос по предыдущей теме
- Определение темы занятия.
- Изучение нового материала:
- Основные идеи и положения философии средних веков.
- Направления философии средних веков: патристика и схоластика
- Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов, оценка работы обучающихся и преподавателя
- Домашнее задание
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ |
Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов |
Формы и методы обучения |
1. |
Организационный момент
|
Психологическая активизация |
2. |
Актуализация опорных знаний
Представителям Древнеримского периода Античности:
Вопросы:
|
|
3. |
Определения темы занятия
2) Сообщение темы и задачи занятия.
|
Показ слайдов Постановка проблемы занятия Фронтальная беседа На экране отражается тема и план работы занятия |
4. | Изучение нового материала Раскрытие темы по плану. - ваша задача определить отличительные черты философии Античного мира и философии Средневековья. |
Объяснение преподавателя, демонстрация презентации |
1. Основные идеи и положения философии средних веков. Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306-337). Возникновение Средних веков — это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия. Таким образом, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Нa место залитого солнцем и открытого ветрам греческого театра встает церковный полумрак, пронизанный мерцанием свечей и лампад. Этот полумрак был призван скрывать очертания тел и выявлять трепет души. В истории взаимоотношения философии и религии открылся новый период, который продолжался почти пятнадцать столетий, то есть все Средневековье. Качественным его отличием является служение философии целям религии и теологии. Не меньшим препятствием для утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры, а в действительности – подчинению философии христианской религии. Именно ему принадлежат знаменитые слова, служившие своеобразным методологическим руководством в период Средневековья, что истинная философия – это христианская религия. В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии и церкви. «Отцы церкви» – священнослужители, которые в течение столетий занимались канонизацией и систематизацией христианского вероучения Богослов - это вольный толкователь священного писания. Прежде всего, это проявилось в широком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных догматов. Дело в том, что, возникнув и сравнительно быстро став государственной религией, то есть, получив выход на широкие слои населения, христианство еще не стало понятным для своих приверженцев. Чтобы сделать его доступным, надо было или создать соответствующую и приемлемую терминологию для раскрытия важнейших положений новой религии, или опереться на уже существующие понятия, использовав их там, где было возможно, или же заменив при необходимости их сущность. Прежде всего, все или почти все философы эпохи Средневековья были священнослужителями. Философствование для них было как бы второй специальностью. Большинство из них обращались к философии, чтобы с ее помощью, опираясь на человеческий разум, донести до сознания прихожан церковные истины. Вторая особенность заключалась в том, что философией преимущественно занимались богословы, а это накладывало соответствующий отпечаток на их философские занятия. Вообще в Средневековье почти вся духовная, общественная, научная жизнь развивалась, а точнее протекала под прямым и жестким контролем церковных властей. |
Новые понятия под запись в словарях | |
Переход от античности к средневековому миропониманию — это переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!». Сменяются ориентиры человеческого мышления — от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека — от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением. Характерной чертой средневековой философии является ее связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная специфика философии той эпохи. |
Работа по учебнику | |
2. Направления философии средних веков – патристика и схоластика 2. Схоластика - I зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, возникла и стала приоритетом средневековой философии начиная с 10 века. Это учение, о соотношении веры и разума (знаний). Философия этого периода была объективно идеалистической, в центре мировоззрения был Бог как объективная реальность. Он существует в идеях как (нравственный) идеал. Такое мировоззрение в центре с Богом называется теоцентризмом (ТЕО - Бог). |
Показ на экране слайдов
Запись в тетрадях |
|
3. Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский Августин Блаженный - патристика Августин Блаженный — уникальная фигура, возможная лишь в той неповторимой обстановке, когда греко-римская культура уже сходила; со сцены, а религиозная идеология и христианская культура еще не восторжествовали. Августин Блаженный родился в 354 г. в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи, в нумидийском городе Тагасте, а умер в 430 г., прожив 76 лет. На его глазах рухнула великая империя, а за годы его жизни сменилось двадцать императоров. Долгие годы был Августин священником в Италии, а после рукоположения в епископы вернулся в родную ему Африку, в город Гиппон. Он умер в то время, когда его город осаждали вандалы. Основные произведения Августина — «Исповедь» и «О граде Божием». Августин обратился к философии, ища в ней не столько знания, сколько утешения. Стиль его философии — мифологическое иносказание. Высшая сила в мироздании — личный Бог. Основное отношение в этом мироздании — отношение людей и Бога. Это главным образом эмоциональные отношения: все мироздание пронизано любовью и ненавистью, надеждой и разочарованием, грехом и раскаянием в грехе, виной и искуплением вины, обидой и прощением. Человек — это главным образом душа, Августин презирает тело. Душа — это творение Бога, она есть только у людей. Души творятся Богом заново из ничего всякий раз, когда предстоит родиться человеку. Будучи сотворенной, душа, тем не менее, вечна, так как не пространственная, не состоит из частей и потому не может быть разрушена. Душе присущи способности — разум, воля и память. Высший акт воли — это акт веры, вера выше разума. Вера должна предшествовать познанию, сначала человек должен уверовать в Бога, возлюбить его, а потом познавать В книге «О граде Божием» Августин впервые в христианской традиции попытался переосмыслить историю человечества. Вся история для Августина определяется борьбой двух институтов — града Божьего и града земного. Град Божий — это избранное меньшинство. Сначала оно состояло из верных Богу ангелов, потом ветхозаветных патриархов, пророков. А после пришествия Христа этим градом стали истинные христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий как бы вкраплен в град мирской, в эту нечестивую среду. Град земной господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются государства, руководимые шайками разбойников. Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. И церковь рано или поздно должна прийти к власти и править миром. |
Объяснение преподавателя, |
|
Вся история проходит у Августина шесть стадий: 1. От Адама до потопа; 2. От потопа до патриарха Авраама; 3. От Авраама до Давида; 4. От Давида до Вавилонского пленения; 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа; 6. От пришествия Христа до конца существования человечества. Фома Аквинский - Схоластика |
Основные моменты под запись, конспект в тетрадь | |
5. |
Закрепление изученного материала (10 мин.):
|
Фронтальный опрос |
6. |
Итог занятия: |
Анализ работы на уроке |
7 |
Задание на самостоятельную подготовку (домашнее задание) |
|
Словарь терминов
- Догма – утверждение, истина, не подлежащая критике, сомнению, доказательству.
- «Отцы церкви» – священнослужители, которые в течение столетий занимались канонизацией и систематизацией христианского вероучения.
- Теоцентризм – центральное положение Бога в философских исследованиях.
- Креацинизм – признание мира результатом творения Бога. Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления.
- Библия - основное учение христианства. Тексты книг Нового и Ветхого Завета.
- Патристика - совокупность философско-теологических учений отцов церкви (христианства), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
- Схоластика - Совокупность философских учений, в рамках которых осуществляется попытка рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
- Универсалии - обозначение общих идей в средневековой философии.
- Томизм - Томизм - учением о способах постижения христианской веры посредством разума.
- Ересь - Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — выбор, направление) — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла инквизиция.