Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Речевые:
- Активизировать и развивать словарь детей;
- Закрепить употребление имен существительных в Д.п.;
- Закрепить умения образовывать приставочные глаголы, сложные слова;
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- Развивать умения отвечать на вопросы полным развернутым предложением;
- Закрепить умения образовывать притяжательные прилагательные;
- Систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц;
- Обучение детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий;
- Развивать навыки планирования развернутых высказываний.
Познавательно-образовательные:
- Расширение знаний детей о зимующих птицах, образе их жизни в зимний период.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие творческого воображения, эмоционального восприятия;
- Развивать умения узнавать предмет по его части.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей заботу о птицах;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование;
Демонстрационный материал: шумовые эффекты (птичьи голоса),презентация, слайд «Силуэты птиц», картинный материал с изображением зимующих птиц, зимней природы, серия сюжетных картинок. Предметный материал: кормушка, корм для птиц.
Раздаточный материал: карточки с изображением следов птиц, карточки с изображением деревьев.
Методические приемы: презентация, рассматривание, беседа, вопросы к детям, сюрпризный момент, рассказывание.
Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель – логопед: На улице зима. Холодно. Снег кругом. Спрятались насекомые, улетели в теплые края перелетные птицы. Но не все. Какие птицы не боятся морозов, остались на зиму в родных краях?
Дети: Воробьи, снегири, вороны, и т.д.
Учитель-логопед: Почему эти птицы называются зимующие?
Дети: Птицы не боятся морозов, могут найти себе корм и зимой.
2. Подведение к теме
Учитель-логопед: Я предлагаю вам отправится на прогулку в зимний парк, в гости к птицам.
На экране фрагмент зимнего парка.
Учитель-логопед: Но где же птицы? Кругом заснеженные деревья, сугробы. На снегу я вижу какие - то таинственные знаки. Кто здесь был?
Дети: Это птицы. Они играют с нами в прятки.
Детям раздаются карточки с изображением птичьих следов.
Дети: У меня вороньи следы. (синичьи, воробьиные…)
Дети переворачивают картинки и проверяют свой ответ по изображению птиц.
Учитель-логопед: Прислушайтесь. Что вы слышите?
Звучит аудиозапись голосов птиц.
Дети: Это звучат голоса птиц.
Учитель-логопед: Каждую птичку можно узнать по голосу. Послушайте пение этой птички.
Звучат голоса. Дети отгадывают голос птицы и их изображение появляются на экране.
Дети: Это голос вороны Она каркает.
Это голос воробья. Он чирикает. Это голос совы. Она ухает. Это стук дятла. Он стучит….
3. Основная часть
Учитель-логопед: Какой шум и крик. Что хотят сказать нам птицы? Я догадалась. Они приглашают поиграть с ними в птичьи игры.
Вои и первая игра «Птичьи разговоры».
Собрались птицы на зимней поляне. Разговоры ведут, хвастаются друг перед другом: у кого какой клюв, какие перья, какие лапы. Сорока хвастается, что у нее длинный хвост. Значит она какая?
Дети: Длиннохвостая.
Учитель-логопед: У синицы острый клюв. Она какая?
Дети: Остроклювая.
Учитель-логопед: У снегиря красная грудка. Он какой?
Дети: Красногрудый.
Учитель-логопед: У сороки белые бока. Она какая?
Дети: Белобокая.
Учитель-логопед: У вороны громкий голос. Она какая?
Дети: Громкоголосая.
Учитель-логопед: У совы большие глаза. Она какая?
Дети: Большеглазая.
Учитель-логопед: Все птички разные и все друг от друга отличаются.
А вот и вторая игра: «Птичьи загадки»
Учитель-логопед: У какой птицы зимой появляются птенцы?
Дети: У клеста зимой появляются птенцы.
Учитель-логопед: О какой птицы говорят, что она новость на хвосте приносит?
Дети: Так говорит сорока. Сорока, почуяв опасность, летает по лесу и громко стрекочет, предупреждает всех об опасности.
Учитель-логопед: У какой птицы крючковатый клюв?
Дети: У совы крючковатый клюв. Таким клювом удобно хватать добычу.
Учитель-логопед: На каких деревьях и кустарниках чаще всего можно увидеть снегирей и свиристелей?
Дети: На рябине и калине чаще всего сидят снегири и свиристели, ни лакомятся ягодами.
Учитель-логопед: А вот и третья игра: «Прятки»
Птицы решили поиграть с вами в прятки. Посмотрите на экран и догадайтесь какая птицы спрятались за еловой веткой.
Дети: Это голубь. Я догадался по его маленькой сизой голове.
Это сорока. Я догадалась по ее длинному хвосту…….
Учитель-логопед: Птицы с нами поиграли. Весело нам было. А теперь мы их угостим. Каждой птичке свое лакомство.
Дети: Я угощу снегиря рябиной. Я угощу синицу салом. Я угощу клестов шишками…..
4. Динамическая пауза: «Ворона»
На аудиозаписи звучит песенка. Дети имитируют движения.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка»
Учитель-логопед: У меня есть знакомые дети – Ваня и Маша. Они настоящие друзья птиц. Каждую зиму дети вешают кормушки и подкармливают пернатых друзей.
Давайте познакомимся с Ваней и Машей.
Детям демонстрируется серия сюжетных картинок «Кормушка»
Учитель-логопед: Составим рассказ про Ваню и Машу. Для этого нужно картинки расставить по-порядку..
Дети определяют последовательность картинок, объясняя свой выбор.
Логопед задает вопросы детям по содержанию каждой картинки: чем занимается Ваня? Что он использует для изготовления кормушки? Как помогает брату Маша?...
Дети составляют рассказ, объединяя сюжеты картинок в единое последовательное повествование.
Учитель-логопед: Придумайте окончание для нашего рассказа. Что еще могут сделать Маша и Ваня для птиц? Кто прилетит к их кормушке? Какие события могут произойти около кормушки?
Образец:
Ребенок: Прилетели к кормушке синицы, голуби. Воробьи. Стали дружно клева семечки. Но тут появилась ворона. Она начала прогонять маленьких птиц. Тогда Ваня и Маша принесли еще зерна и семечек, насыпали на снег. Ворона стала клевать зерна на снегу. Никому не обидно!
6. Итоговая часть
Учитель-логопед: Мы сегодня с вами побывали в зимнем парке, поиграли в разные игры с зимующими птицами. Я надеюсь, что вы не забудете про них. Вместе с родителями сделаете кормушку. Вот из чего можно смастерить кормушку.
На экране демонстрируются кормушки из различных материалов.
Выберите какая вам больше понравилась. Сделайте ее дома и повесите ее около дома или в парке. Птицы будут очень благодарны вам!