Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Разделы: Русский язык, Информатика


Класс: 6.

Учебник: УМК под редакцией Разумовской М.М., Львовой М.М., Капинос В.И.  

Тип урока: урок закрепления.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации, оценивать достигнутые результаты.
  • Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
  • Познавательные УУД: проводить анализ, выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; обобщать понятия, осуществлять отбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Предметные результаты:

  • знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных;
  • обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;
  • объяснять выбор написания

Личностные результаты:

  • формулировать и аргументировать собственное мнение;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

1. Организационный момент

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

1. Приветствие учащихся
2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Самоопределение к учебной деятельности

 

 

 

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Знакомит с эпиграфом к уроку:

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев.
(Саади)

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
О чем мы говорили на прошлом уроке? Для чего нам нужно знать написание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях?

3. Актуализация знаний

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Задает вопросы,
подводит обучающихся к формулировке темы и цели.

4. Этап повторения

Повторение отличия прилагательных от причастий.
1. Открывают опорные конспекты, проговаривают составленный на предыдущих уроках алгоритм  «Отличие прилагательных от причастий».

 

 

Предлагает рассказать алгоритм отличия отглагольных прилагательных от причастий

 

2. Выполняют упражнения, сравнивают прилагательные и причастия, объясняют правописание Н и НН
Освеще_ая площадка, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_аярана, подреза_ые  деревья.
Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.
Предлагает выполнить упражнение, объяснить написание Н и НН, пользуясь алгоритмом

5. Этап контроля

Учащиеся работают с интерактивным диктантом, представленным на сайте Грамота. ru (http://gramota.ru/class/coach/idictation/45_51 )
"Разве я могу не любить его? - говорила она себе, вникая в его испуга_ный и вместе обрадова_ный взгляд.(Лев Толстой, «Анна Каренина»)Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_ное предположение…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)Ну, гость неприглаше_ный, Быть может батюшка войдет! Прошу служить у барышни влюбле_ной! (Грибоедов, «Горе от ума»). Ей ленты алые вплели В две русые косы, Цветы, наряды принесли Невида_ной красы. (Некрасов, «Русские женщины») Кто хочет к нам пожаловать, - изволь; Дверь отперта для зва_ных и незва_ных…(Грибоедов, «Горе от ума») Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодра_ным локтем. (Грибоедов, «Горе от ума»)…были затребова_ны от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_ны…(Лев Толстой, «Анна Каренина») А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В уче_ный комитет который поселился…(Грибоедов, «Горе от ума») И тут же думается ей - Бог знает почему, - Что небо звездное – песком Посыпа_ный листок, Бессменно день и ночь в пути На диво слаже_ный возок…(Некрасов, «Русские женщины») Левин приезжал в Москву всегда взволнова_ный, торопливый, немножко стесне_ный и раздраже_ный этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи. (Лев Толстой, «Анна Каренина») Нет, в этот вырубле_ный лес Меня не заманят, Где были дубы до небес А нынче пни торчат! (Некрасов, «Русские женщины») На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторже_ных детей?! (Грибоедов, «Горе от ума») Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_ную ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина») В Нерчинск придете, если вас Дорога не убьет. Навряд версты четыре в часЗакова_ный идет; (Некрасов, «Русские женщины») С изуродова_ным страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…(Лев Толстой, «Анна Каренина») У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида_ный ею экипаж…(Лев Толстой, «Анна Каренина») Женился наконец на дочери его, Прида_ного взял - шиш, по службе - ничего. (Грибоедов, «Горе от ума») Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине_ный ее мужа…(Лев Толстой, «Анна Каренина») К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова_ный Алексею Александровичу на службу. (Лев Толстой, «Анна Каренина») К перу от карт? и к картам от пера? И положе_ный час приливам и отливам? (Грибоедов, «Горе от ума») Ну, вот видите, как сильно она взволнова_на, - сказал англичанин. (По Л.Толстому, «Анна Каренина») Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбле_ному есть чувству уголок!.. (Грибоедов, «Горе от ума») Степан Аркадьич…, в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая_но так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…(Лев Толстой, «Анна Каренина») Как эдаких людей учтивее зовут? Нежнее? - человек он светский, Отъявле_ный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий. (Грибоедов, «Горе от ума») За то, что он смягчил разгнева_ную гостью, Хотел я похвалить. (Грибоедов, «Горе от ума») Сидишь по часу нем, Неугнете_ный, бодрый ум Работает меж тем... (Некрасов, «Русские женщины»)

Учитель контролирует работу учащихся, выставляет оценки за диктант в соответствии со стандартами ЕГЭ:
оценка «3» - 17–24 правильных ответов;
оценка «4» - 25–30 правильных ответов; 
оценка «5» - 31–33 правильных ответов

6. Этап выявления допущенных ошибок

На данном этапе учащиеся переписывают в тетрадь допущенные в диктанте ошибки, щелкают левой кнопкой мыши по выделенному блоку, чтобы узнать, каким правилом необходимо руководствоваться в том или ином случае.

Учитель координирует работу, в случае затруднения дает индивидуальную консультацию

8. Информация о домашнем задании

Из художественной литературы выписать 10 примеров на правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Объяснение по выполнению домашнего задания

9. Рефлексия

Учащимся предлагается небольшая анкета.
1. На уроке я работал (активно / пассивно)
2. Своей работой на уроке я (доволен / недоволен)
3. Урок для меня показался (коротким / длинным)
4. За урок я (не устал / устал)
5. Мое настроение (стало лучше / стало хуже)
6. Материал урока мне был (понятен / непонятен, интересен / скучен)
7. Домашнее задание мне кажется (легким / трудным) 

 Предлагает ответить на вопросы: