Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Основным условием для усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния населения, является создание условий для непрерывного роста конкурентоспособности страны. Источником такого роста является развитие человеческого потенциала, которое прямо связано с состоянием системы образования. Главная цель государственной политики в сфере образования – повышение доступности и эффективности качественного образования, которое должно соответствовать требованиям современного общества и каждого гражданина. Поэтому цель любой педагогической деятельности - организация обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными направления образования являются гуманизация и гуманитаризация образования.
Достичь поставленной цели можно с помощью индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, внедрением современных образовательных технологий. Активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет обогатить учебный процесс как содержательно, так и методически, является одним из условий достижения нового качества общего образования.
Процесс формирования информационного общества выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся, следовательно, повышаются требования к усвоению основ информатики и информационных технологий. Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно принимать решения, уметь их претворять в жизнь, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия дня формирования такой личности.
Информатика наука сравнительно молодая, динамичная и активно развивающаяся. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу изменяет процессы управления обучением, его организацию и традиционные педагогические подходы.
Когда мы говорим об образовании, то выделяем такие его компоненты, как обучение, воспитание и развитие. Можно ли сегодня обойтись без курса информатики в школе? Нет. Можно ли сегодня представить современного человека, который не владеет компьютером хотя бы на уровне пользователя? Нет. Значит современная система умений без тех умений, которые дает информатика, просто не мыслима, тем более, когда мы говорим о веке информации, в котором роль указанных умений неизмеримо возрастает.
Следует отметить, что развитием мышления занимаются на уроках практически всех школьных дисциплин, но на уроках информатики, основываясь на базе системно-информационного подхода, этому уделяется особое внимание. Информатика, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося через аккумулирование знаний из различных предметных областей.
Компьютерная грамотность в курсе информатики важная, но тем не менее, локальная задача. И только ради нее не стоит перегружать школьников, тем более, что более важным является то, что информатика единственный из школьных предметов, который дает представление о ряде фундаментальных идей, «управляющих» миром. Таких базовых идей три: моделирование и формализация, автоматизация, управление.
Самое главное в педагогике: взаимоотношения учителя и ученика. Особенность взаимоотношений любого учителя информатики и его учеников можно выразить фразой: «Нельзя объять необъятное». Всегда существует огромное количество программ и компьютерных технологий, которые ученик знает лучше учителя, что переводит обучение в плоскость сотрудничества, взаимно обогащающего общения, а так как учитель обладаем большей системой знаний и умений, богатым жизненным опытом, то это позволяет учителю открывать ученику новые аспекты знакомых для него программ и технологий.
Раньше на производстве существовал термин мастер-универсал. Это человек, который мог высокопрофессионально работать практически на всем оборудовании в цеху. В образовательном учреждении таким учителем универсалом является учитель информатики. Нужна информация по любой теме, интернет, презентация, ремонт компьютеров, подключение компьютеров все к учителю информатики, а занятия с олимпиадниками по программированию, занятия в большей степени связанные с математикой. Учитель информатики и дизайнер и технарь. Научить детей совмещать в себе все эти качества – вот главная задача, которую может ставить перед собой учитель информатики.
Одной из задач педагогики является необходимость включить индивид в те или иные виды деятельности, влияя тем самым на формирование качеств его личности. Прекрасную возможность для этого представляют интегрированные модели деятельности, реализующие схему «От идеи до конечного результата». В этой, связи значительный интерес представляет проектная деятельность с учащимися.
Смысл проектного образования заключается в том, что научные знания формируют деловое к ним отношение, а также создают предпосылки для самостоятельного получения новых знаний посредством проектирования, т.е. мыслительного конструирования образа окружающего мира.
Проектная деятельность - это учебная деятельность, направленная на решение учащимися поставленной задачи. Учитель исполняет роль научного консультанта, учащиеся должны принимать активнейшее участие в постановке и решении задачи. Работа над проектом разбивается на несколько частей.
Первое: само задание. Оно должно исключать вероятность несамостоятельного выполнения, вызывать интерес и поисковую активность у учащихся.
Второе: требования к проекту.
- Ограниченность (по времени, целям, задачам и т.д.);
- Целостность - каждая часть проекта соответствует общему замыслу;
- Последовательность и связность, логическое построение частей;
- Объективность и обоснованность - идея проекта неслучайна;
- Компетентность учащихся - авторов проекта;
- Жизнеспособность, перспективы развития (выступление на конференции, освоение навыков работы на компьютере, востребованных на других уроках и т.д.).
Третье: основные разделы текста проекта
- Название проекта должно быть броское, яркое;
- Четко очерчен круг исполнителей и обоснованно их число;
- Руководитель проекта выбран из числа учащихся;
- Сроки выполнения, плюс расписанные по срокам планы выполнения проекта;
- Постановка проблемы (введение);
- Цель проекта;
- Задачи проекта;
- Оценка результативности проекта оговаривается заранее вплоть до разбалловки.
Понятно, что чем старше ученик, тем сложнее проект. Это вызвано:
- постепенным увеличением объема необходимых для этого знаний и навыков;
- выполнением проектов в различных программах, начиная с более простых с переходом к более сложным и многоплановым;
- постепенным усложнением требований, предъявляемых к решению проблем;
- постепенным осознанием учащимися собственных способностей в области проектной деятельности.
Системность этой технологии помогает старшеклассникам в работе, когда их проекты усложняются, как по формам, так и по содержанию, за счет сформировавшегося опыта работы и своей системы действий, апробированных на выполнении более простых проектов.
Во время выполнения проекта приветствуется объединение в группы и выполнение проекта группой. В связи с этим появляется необходимость решать вопросы взаимосвязей внутри групп. В результате появляется целый комплекс учебных и воспитательных проблем, решение которых требует индивидуального подхода.
При работе над проектами возможны несколько стилей управления группами, выполняющими проекты:
- Раздал задания и забыл.
- Шаг влево шаг вправо - попытка к бегству.
- У меня есть любимчики и только им я помогаю.
- Ломовые лошади. Выбирается по человеку в каждой группе и все требуется с него.
- Творческая мастерская.
Оптимальным, на мой взгляд, является стиль творческой мастерской. Для его реализации необходимо создать в классе творческую атмосферу. Эта атмосфера увлекает даже пассивного ребенка и незаметно для него включает его в активную работу. Для создания творческой атмосферы можно порекомендовать следующие правила:
- Свободные формы общения
- У меня свое мнение у ребенка свое.
- При необходимости можно встать, спросить товарища и получить консультацию не только от учителя, но и от одноклассника.
- Режимы работы: самостоятельно-групповой, консультанты в каждой группе и в не группы (старшие друзья, ученики из других групп).
- Компьютер сам подскажет выход из проблемы (формирование умения задавать вопросы компьютеру и учителю)
Творческая атмосфера на уроке диктует такие принципы работы, как:
- Необходимость соединить личные интересы ученика, учителя и направить их на решение поставленной задачи
- Создание комфортного пространства, без боязни просчёта, но с боязнью простоя.
- Необходимость сформировать уверенность у учащегося, что с большинством проблем ученик может разобраться самостоятельно
- Лишний раз не опекая учащихся, создавать возможность самостоятельного решения проблемы.
Алгоритм построения проекта соответствует общей структуре процесса проектирования, включающей осознание потребностей в преобразовании информации, определение конкретных целей, выявление возможных путей их достижения, выбор и разработка наиболее приемлемого технического решения (под чутким, ненавязчивым руководством учителя, знающего психофизиологические особенности каждого ребенка), осуществление проекта и определение его эффективности. Защита проекта, анализ результатов и оценка качества (складывается из суммы средней оценки по группе + самооценки + оценки учителя).
Для эффективности воплощения в жизнь выбранной темы проекта (индивидуальной или групповой) следует учитывать:
- интересы и возможности детей;
- творческую направленность;
- отражение в проекте изучаемых тем;
- материальную базу;
- уровень подготовки учащихся (возрастные, индивидуальные особенности);
- обеспечение ТБ, санитарно-гигиенических норм в кабинете информатики;
- экономическую и психологическую целесообразность, конкурентоспособность (все это объясняется учащимся).
По окончании выполнения проекта проводится конкурс на лучший проект или проект рекомендуется к участию на научно-практических конференциях различного уровня.
Необходимой составляющей любого проекта является творчество учащихся. Причем именно творчество наиболее сильно привлекает и активизирует ребят. Ребята получают дополнительный импульс от творчества друг друга. В классе начинают возникать творческие идеи, переходящие от одной группы к другой. Главное вовремя дать толчок или разглядеть идею в словах ученика и незаметно обратить его внимание на нее.
Практика показывает, что выполнение проекта привлекает совершенно разноплановых детей. А чтобы не было равнодушных, и самоотдача учащихся была высокой, необходимо помнить, что:
1. Каждая личность индивидуальна, самоценна и способна к саморазвитию.
2. Каждый человек обладает значительным творческим потенциалом, задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащемуся узнать свои собственные возможности и развить их до более высокого уровня.
3. Личностное развитие существенно обусловливает успешность, жизнедеятельность учащегося.
4. Личностный рост рассматривается как более значимый результат, нежели любые формально усвоенные знания, умения и навыки.
5. Пребывание в активной образовательной среде обуславливает личностный рост учащегося и стимулирует его переход на более зрелые стадии психосоциального развития.
6. Активная образовательная среда предполагает работу в режиме погружения, постоянное расширение содержания образования как результат самостоятельной работы учащегося в системе образования, нарастающее разнообразие организационных форм взаимодействия, постоянную поддержку и развитие любой образовательной активности участников.
Таким образом, напрашивается общий вывод: использование проектной деятельности способствует более глубокому пониманию учащимися основ информатики. Причем результатом такой работы будет не только хорошее и глубокое освоение учащимися основ информатики, но и понимание ее духа.