Методическая часть "Демократия: государство и общество". 10–11-е классы

Разделы: История и обществознание


УРОК 1 (вводный). ДЕМОКРАТИЯ В ОБЩЕСТВЕ

В ходе рассмотрения темы урока учащиеся могут:

- выяснить роль демократии в жизни человека;

- определить проблемы развития демократии в современной России;

- выявить, что способствует и что тормозит развитие демократии;

- узнать международные и российские документы, в которых закреплены идеи демократии;

- получить навыки участия в дискуссии;

- научиться ставить проблему и работать над ее решением.

Урок можно начать с проблемного задания для каждого учащегося или для группы: попытаться дать определение понятию "демократия"; предложить 2-3 термина, наиболее близких к демократии и противоположных демократии; придумать свой символ демократии.

Ответы могут быть самыми разнообразными. Например, с демократией могут ассоциироваться свобода, уважение к личности, защита прав, справедливость, равенство возможностей и т.д., а с антиподами демократии - насилие, война, терроризм, преступность, дискриминация и т.д. Желательно, чтобы в таблицу вносились те понятия, которые повторяются неоднократно, можно их особо выделить. Будет интересно, если учитель тоже примет участие в обсуждении и предложит свой вариант ответа.

Затем продолжается работа в группах. Предлагается несколько вопросов для обсуждения (либо во всех группах обсуждаются одинаковые вопросы, либо каждая получает задание решить одну из проблем):

1. Зачем нужна демократия?

2. В чем демократия облегчает жизнь человека и чем она может не устраивать его?

3. Как демократия должна проявляться в различных сферах жизни человека? (В школе, на улице, в семье, в отношениях между людьми).

В ходе обсуждения данных вопросов учащиеся могут составлять в тетради краткие конспекты, таблицы или схемы.

Задачи демократии:

- защита интересов личности;

- справедливое устройство общественной жизни;

- создание условий для всестороннего развития человека;

- установление контроля за деятельностью государства;

- равные возможности для всех членов общества.

Представленные ответы являются лишь возможными вариантами и не носят обязательного характера.

После выяснения мнений групп по проблемным вопросам, при наличии времени, учитель может предложить следующую тему для дискуссии - "Демократия в России".

Можно выделить несколько вопросов: успехи демократии, явные неудачи демократии, отношение населения (или разных слоев населения) к демократии, проблемы демократии в России.

В результате дискуссии составляется итоговая таблица (ее составление может служить и домашним заданием):

Некоторые проблемные вопросы из представленных выше учитель может использовать либо в качестве домашних заданий, либо для написания небольших творческих работ в классе.

Данный урок имеет несколько вариантов:

- общая дискуссия по вышеназванным проблемам;

- использование ролевых игр (например, при рассмотрении вопроса о проявлениях демократии в различных сферах жизни человека можно смоделировать различные ситуации и заняться поиском путей их демократичного разрешения, причем эти ситуации могут быть взяты из реальной жизни).

В зависимости от выбранной формы работы учитель разными способами может оценивать деятельность учащихся. Первостепенное внимание можно уделить умению четко обозначить проблему и обосновать свое мнение, можно проверить способность к обобщению сказанного и выделению главного, можно предложить творческую работу и выявить широту видения учащимися поставленного вопроса и навыки использования фактов и документов для подтверждения своих выводов, можно оценивать активное участие в дискуссии. Таким образом, у учителя достаточно широкий диапазон использования различных форм оценивания работы учащихся на уроке.

ИТОГИ УРОКА: учащиеся задумываются о том, что демократия является не просто отвлеченным политологическим понятием, но и влияет на повседневную жизнь человека, его поведение в обществе и отношения с другими людьми.

УРОК 2. ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В ходе данного урока учащиеся могут:

- ознакомиться с историей возникновения и развития демократии;

- выделить ключевые элементы демократии;

- обсудить различные взгляды на демократию и высказать собственное мнение по поводу различных теорий демократии;

- продолжить формировать навыки активного участия в дискуссии;

- научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать;

- приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Учащиеся вспоминают, что демократия в дословном переводе означает "власть народа", и задумываются над вопросом: "Хорошо ли, когда все управляют? Если в машине каждый будет пытаться выполнить роль шофера, это может привести к катастрофе?" Можно сформулировать и любой другой вопрос, при рассмотрении которого выясняется неоднозначность понятия "демократия" (вопрос могут сформулировать сами учащиеся).

После небольшой паузы (примерно 5 мин.) учитель может рассказать об истории развития и различном понимании демократии.

Возникновение демократии, по общепринятому в науке мнению, связано с появлением античного полиса. Полис соединял в себе элемент гражданской самоуправляющейся общины и являлся частью городской структуры с развивающейся частной собственностью.

"Отец истории" Геродот (484-425 гг. до н.э.) был родоначальником понятия "демократия" и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.

Фукидид (460-395 гг. до н.э.) передает известную "Речь на панихиде" афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопоннесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и говорит об особенностях афинской демократии:

"...Наша конституция называет наше государство демократией потому, что власть находится в руках народа, а не меньшинства. Когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого-то большую меру ответственности перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к определенному классу, а его реальные способности. И если человек способен служить государству, он не может быть лишен данной возможности по причине своей бедности... В нашей частной жизни мы свободны и терпимы, однако в общественных отношениях мы соблюдаем закон.

Мы добровольно подчиняемся тем, кого мы избрали в органы управления, а также строго следуем законам, особенно законам, защищающим права угнетенных, и тем неписаным законам, нарушать которые считается позором.

После работы мы наслаждаемся всеми видами отдыха, приносящими пользу нашему духу. Круглый год проводится множество различных состязаний и жертвоприношений; в наших домах царят красота и хороший вкус, которые ежедневно дарят нам радость и помогают забыть о проблемах.

Наша любовь к прекрасному не приводит нас к экстравагантности; а наша любовь к духовному не делает нас более податливыми. Мы считаем, что богатство должно использоваться разумно, а не служить объектом для бахвальства. В нашей стране каждого волнуют не только свои собственные проблемы, но и проблемы государства в целом: даже те, кто занят исключительно своими делами, прекрасно информированы в области политики - и в этом наша особенность, мы не считаем, что тот, кто не интересуется политикой, занят своими делами, мы считаем, что такому человеку здесь нечего делать..."

Платон (427-347 гг. до н.э.) выделял пять форм правления: аристократию (правление лучших, благородных); тимократию (правление честолюбивых); олигархию (правление немногочисленной группы сильных и имущих); тиранию (разновидность монархии) и демократию (результат мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих богатых и знатных). В дальнейшем он свел типологию к двум формам: монархии и демократии. По его мнению, монархия опасна избытком власти, а демократия - избытком свободы, поэтому надо придерживаться середины между этими крайностями.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выделял "правильные" и "неправильные" формы государственного устройства. К первым он относил царскую власть, аристократию и политию (смешанный государственный строй); а ко вторым - тиранию, олигархию и демократию (он ставил знак равенства между демократией и охлократией - "властью толпы"). Аристотель считал, что если большинство правит в интересах общей пользы, то это можно назвать политией. Аристотель разработал главные принципы правильного демократического правления: богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях; занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом; к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергся судебному преследованию или атимии (лишению гражданской чести); основой демократического правления является господство закона.

Средневековье не внесло значительных изменений в понимание демократии. Лишь в конце средних веков возникла идея разделения властей: законодательная должна принадлежать народу, а исполнительная - монарху (Марсилий Падуанский, XIV век).

Новое время ознаменовалось всплеском интереса к понятию "демократия". Оно конкретизируется как совокупность гражданских, естественных, социальных и политических прав и свобод. Демократия приобретает форму требований ограничения государственной власти по отношению к гражданину: свобода вероисповедания (В. Пенн), свобода личности и собственности (Ш.Монтескье), участие народа в создании государства (Ж.Ж.Руссо), свобода торговли и промышленной деятельности (А. Смит), право на легальное и ненасильственное сопротивление властям (И.Кант), возможность революционной и мятежной борьбы (И.Фихте).

Однако единства в понимании демократии не было и в этот период. Английский философ Дж. Милль видел в ней тиранию большинства. Американский президент А.Линкольн считал ее правлением, исходящим от народа, осуществляемым народом и для народа.

О современных взглядах на демократию учащиеся могут узнать из текста учебника (Р.Рейган и К.Поппер), к взглядам авторов учитель может добавить знаменитое высказывание У. Черчилля: "У демократии много недостатков, но пока не изобретено ничего лучшего".

Учащиеся могут высказать свое отношение к тем или иным взглядам, обсудить отдельные вопросы (которые представляются наиболее спорными и интересными), провести работу с документами, составить таблицу для систематизации изученного, поразмышлять об общем в понимании демократии в разные эпохи и выделить главные различия.

В ходе урока учащиеся могут согласиться с тезисом из учебника, что сутью демократии является уважение к личности и ее свободе, а могут с этим поспорить и выдвинуть свои варианты ответа. Также можно обсудить ключевые элементы демократии. В учебнике дается 8 элементов (равенство возможностей, определенная степень свободы, участие в управлении, главенство закона, выражение своего мнения, демократическое образование, контроль над властью, избирательная система). Группам учащихся можно дать 2-3 элемента (группы должны получить разные элементы и не знать элементов других групп) и предложить прибавить к этому списку еще 4-5 элементов. После выполнения задания можно сравнить набор элементов демократии, данный в учебнике и получившийся у каждой группы.

Затем можно рассмотреть подходы к определению демократии: каждая группа получает по одному из подходов (см. в учебнике о трех подходах к пониманию демократии) и пытается найти аргументы в пользу "своего" подхода. В ходе общего обсуждения каждый учащийся может либо выбрать наиболее правильный, с его точки зрения, подход, либо предложить свой, либо прийти к выводу, что все три подхода имеют под собой рациональную основу и их следует сочетать.

В заключительной стадии урока выясняются понятия прямой и представительной демократии. Наиболее интересной формой работы является проведение игры. Перед группами учащихся ставится проблема: группа попадает на необитаемый остров, где начинает налаживать свою жизнь, и задумывается над вопросами: "Что приготовить на обед, если одни хотят рыбу, другие дичь, а третьи овощи? (Все вместе приготовить невозможно по нескольким причинам: готовят обед не все, а лишь несколько человек, потому что другие занимаются различными делами - от поисков пищи для ужина до строительства жилищ; требуется рационально использовать продукты, которых не так много и т.п.) Как распределить обязанности по хозяйственной деятельности внутри группы?

Может быть несколько вариантов ответов - например, все должны подчиняться кому-то одному, но чаще всего в группе не находится такого лидера, которому все бы были согласны подчиняться. В результате обсуждения учащиеся приходят к необходимости общего обсуждения вопросов и голосования по ним. Такой вид демократии называется прямой демократией.

Однако ситуация меняется. Учитель говорит, что на остров приехали еще 400 человек. Можно ли теперь перед каждым обедом, ужином, завтраком и по каждому возникающему спорному вопросу собирать всех вместе, отвлекать от дел, чтобы на общем собрании голосовать за то или иное решение? Встает вопрос о создании выборного органа, который решал бы повседневные дела, то есть о представительной демократии.

Учащиеся находят отрицательные и положительные стороны как у прямой демократии, так и у представительной. Например, прямая демократия отражает мнение всех по данному вопросу и позволяет каждому принять участие в решении различных проблем, но это заставляет тратить большое количество времени на непроизводительную деятельность, дает возможность манипулировать людьми с помощью некорректной формулировки вопросов (например: "Хотите вы есть на ужин прекрасно приготовленную свежую рыбу или старого костлявого зайца?" или "Хотите ли вы, чтобы наша республика стала суверенным, свободным и демократически развивающимся государством под властью монарха (или президента, или парламента - важно не содержание вопроса, а некорректность его формулировки)?" и т.п.), требует выработки сложного механизма учета мнения каждого, является дорогостоящим мероприятием, не предполагает возможности внести изменения или дополнения (требует однозначного ответа - "за" или "против"). При представительной демократии лица, получившие доверие народа, несут ответственность за свои решения, имеют возможность всесторонне изучить проблему для принятия решения, накапливают опыт управления государством и т.д. В то же время существует опасность популистских обещаний, которые не будут выполняться после избрания данного человека; народ может быть отторгнут от решения всех общественных проблем; у власти может оказаться тиран и диктатор и т.д.

Следовательно, необходимо сочетать две формы демократии. Учащиеся могут написать небольшую работу, где выскажут свои мысли по двум вопросам: "По каким вопросам необходимо проводить всенародное голосование (референдум)?" и "Какие условия необходимы для демократичного функционирования представительной власти?"

Данный урок имеет несколько вариантов:

- вопросы рассматриваются достаточно кратко и часть из них выделяется для самостоятельного изучения дома;

- основное внимание можно уделить анализу исторических документов, можно раздать группам или каждому учащемуся отрывки из работ античных, средневековых и более поздних философов, историков, политологов, государственных деятелей;

- при хорошем знании истории демократии у учащихся большую часть времени можно уделить рассмотрению прямой и представительной форм демократии, проведя игру "Референдум": учащиеся получают различные роли - социологов (изучают общественное мнение и дают рекомендации по вопросам, которые надо вынести на референдум), организаторов (придумывают механизм проведения референдума, обсуждают и окончательно формулируют вопросы, обрабатывают и оглашают результаты), активистов (пишут листовки, придумывают лозунги и плакаты, причем они могут разделяться на оппозиционных и поддерживающих) и народа (узнают информацию о вопросе, вырабатывают свою позицию, участвуют или не участвуют по каким-либо мотивам в голосовании). Такая игра может быть проведена не только на уроке, но и в течение более длительного количества времени в старших классах или во всей школе и иметь не только учебные цели, но и помочь в решении насущных вопросов школьной жизни.

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: в зависимости от избранной формы работы у учителя есть несколько вариантов оценивания:

1. Критерием оценки может служить активность или пассивность учащегося в ходе дискуссии.

2. Можно проверить работу в тетради и оценить умение делать выводы, отражать самое главное, заполнять таблицу.

3. Выполнение творческой работы по заявленным вопросам также поможет учителю увидеть степень усвоенности материала, а также умения размышлять над поставленной проблемой (вопросы могут быть самыми разными).

Уроки 3–18.