Использование маркеров игрового пространства для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияние.
Тот, кому удастся создать благоприятную обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться, его духовный рост
будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е.И.Тихеева

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — развивающая предметно-пространственная среда в ДОО, которую мы должны создавать и оснащать. Чтобы осуществить баланс между стабильностью и динамичностью предметно-пространственной среды, мы используем маркеры игрового пространства. Но Требования ФГОС ДО к игровому пространству предполагают многофункциональность, трансформируемость, вариативность. А это значит, что игровое оборудование должно как-то видоизменяться, иметь множество функций. Раз оборудование должно быть трансформируемое, значит, дети должны самостоятельно его передвигать в групповом пространстве.

Детально изучив требования к созданию предметно-пространственной среды, мы проанализировали существующие условия в группе. Оказалось, что созданная предметно-пространственная среда не всегда учитывает принципы ее построения. В связи с этим, целью нашей работы стало создание условия для развития самостоятельности детей дошкольного возраста через использование маркеров игрового пространства.

Определились и задачи:

  • Сформировать у детей самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Повысить коммуникативные навыки по взаимодействию со сверстниками;
  • Воспитывать любознательность.

Маркеры (знаки) пространства - это игрушки (картинки), указывающие на место действия, обстановку.

Существуют маркеры:

  • маркеры пространства;
  • маркеры роли;
  • маркеры действия.

Маркеры вводили постепенно:

Маркер пространства представляет собой картинки, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (традиционные уголки в группе).  Используя данный маркер у детей появляется возможность самостоятельно создавать свою предметно-пространственную среду с помощью оборудования, которое находиться в определенном месте, который мы обозначили маркером пространства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Маркер роли представляет собой полифункциональную одежду (юбки, жилетки, шорты, шляпки из разных материалов, ленты, тесемки, прищепки и т.д.).  Используя маркер роли у детей появляется возможность самостоятельно в игре применять на себя определенную роль.  

Маркеры пространства и маркеры роли начали вводить со среднего дошкольного возраста.

Маркер действия представляет собой предмет (молоток, сумка, кастрюля, жезл и т.д.), позволяющий выполнение самостоятельного действия, которое определенно предметом обозначающее роль. Маркер действия вводили со старшего дошкольного возраста.

Маркеры предоставляют возможность использовать их в любом виде деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, творческой, двигательной и т.д.), что позволяет эффективно реализовывать новые современные подходы к организации образовательного процесса в ДОО.

В результате использования маркеров игрового пространства:

  • дети стали проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; способны выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • дети стали раскованные, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • дети проявляют любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны экспериментировать.

Полученные данные позволяют утверждать, что применение маркеров позволит активизировать самостоятельную игровую деятельность дошкольников, повысить уровень их коммуникативных навыков, повысить самооценку, надо только предоставить детям такую возможность.

Предложенный опыт моей работы позиционировала во Всероссийской конференции «Дошкольное и среднее образование: опыт, проблемы, решения», а также на заседании городской школы молодого педагога.