Дидактическая цель урока: сформировать представление о комбинаторных задачах, помочь учащимся осмыслить практическую значимость решения комбинаторных задач, полезность приобретаемых знаний и умении.
Цели урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о комбинаторных задачах, помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний, умений.
- Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
- Воспитательная: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Знать:
- понятие комбинаторные задачи;
- способ рассуждений перебором возможных вариантов;
- схему деревом возможных вариантов;
- комбинаторное правило умножения;
- понятие факториала.
Приобретаемые навыки:
- работа в группах, умение обобщать, сопоставлять, исследовать;
- развитие логического мышления, памяти, речи;
- внимательное отношение к окружающим, друг другу;
- анализировать свою работу.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Формы организации работы учителя:
- словесно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, практический;
- организация восприятия новой информации;
- обобщение изучаемого материала на уроке.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал, листы оценивания.
Структура и ход урока
Этап урока | Действия учителя |
Действия учащихся |
Организационный момент |
Проверяет готовность к уроку. Мотивирует обучающихся на изучение темы. Каждый выбирает для себя |
Определяют готовность к уроку |
Актуализация знаний |
Инструктаж. Найти в Интернете понятие комбинаторики и комбинаторной задачи. Кто является основоположником современной комбинаторики? В каком веке зародилась комбинаторика как наука? |
10 человек выполняют тест на компьютере https://oge.sdamgia.ru |
Проверка д/з. Решение задач с остальными. Ответы: 0,000015, 2√3, 15,75 |
Проверка д/з. Слайды 3–7 |
|
Подготовка к восприятию нового материала. |
Предлагаю вам решить старинную задачу VIII века: ВОЛК, КОЗА и Капуста. “Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. А в присутствии человека никто никого не ест. Как перевезти груз через реку?” |
Учащиеся решают задачу, комбинируют разные сочетания, оценивают варианты. Получают следующее решение |
Объяснение нового материала |
В математике существует немало задач, в которых требуется из имеющихся элементов составить различные наборы, подсчитать количество всевозможных комбинаций, образованных по определённому правилу. Такие задачи называются комбинаторными, а раздел математики, занимающейся решением этих задач, называется комбинаторикой. С комбинаторными задачами люди имели дело ещё в глубокой древности, когда, например, они выбирали наилучшее расположение воинов во время охоты, придумывали узоры на одежде или посуде. Позже появились нарды, шахматы. Как ветвь математики комбинаторика возникла только в XVII веке. В дальнейшем полем для приложения комбинаторных методов оказались биология, химия, физика. И, наконец, роль комбинаторики коренным образом изменилась с применением компьютеров. |
Слушают рассказ учителя и выступление одноклассников |
Разбор способов решения комбинаторных задач | 1. Рассмотрим примеры некоторых комбинаторных задач. Слайд 11. |
Делают записи в тетради, отвечают на вопросы учителя. |
Физминутка |
Учитель предлагает немного отдохнуть, не отвлекаясь от математики. «Встаньте, отодвиньте стулья от парт. Ваша задача, пересаживаясь на новое место в вашей группе, за 1 минуту посчитать количество возможных вариантов размещения за партами. Итак, минута закончилась, присели». «Сколько вариантов вы успели рассмотреть за минуту. А еще есть? Предлагает высчитать математически. |
Выполняют указанные предписания на месте. |
Формирование умений и навыков |
Работа в группах 1. Из чисел 1, 5, 9 составить трёхзначное число. 2. «Этот вечер свободный можно так провести…» (А.Кушнер): пойти прогуляться к реке, на площадь или в парк и потом пойти в гости к Вите или к Вике. А можно остаться дома, сначала посмотреть телевизор или почитать книжку, потом поиграть с братом или разобраться наконец у себя на столе. Нарисовать дерево возможных вариантов. (10) 3. В закрытом ящике три неразличимых на ощупь шара: два белых и один чёрный. При вытаскивании чёрного шара, его возвращают обратно, а вытащенный белый шар откладывают в сторону. Такую операцию производят 3 раза подряд. 4. В комнате 3 лампочки. Сколько имеется различных вариантов освещения комнаты, включая случай, когда все лампочки не горят. (8) 5. В 9 классе в среду 7 уроков: алгебра, химия, литература, русский язык, английский язык, биология и физкультура. Сколько вариантов расписания можно составить? (5040) 6. Сколькими способами 4 вора могут по одному разбежаться на все 4 стороны. (24) 7. В семье 6 человек, а за столом в кухне 6 стульев. Было решено каждый вечер перед ужином рассаживаться на эти 6 стульев по-новому. Сколько дней члены семьи смогут делать это без повторений? (720) |
Выбирают способ решения задачи, выступают представители групп со своими решениями |
Контроль и проверка знаний |
Выполнение теста |
Выполняют и осуществляют взаимопроверку. Сдают тетради |
Рефлексия |
Лестница успеха |
Заносят баллы в оценочный лист |
Домашнее задание |
1. П. 30, стр. 171-172, пример 1 и пример 2. Правило стр. 173. Индивидуально по карточкам 2. Высоко мотивированные - составляют 2 задачи |
Записывают в дневник |
Литература.
- Алгебра 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.А.Теляковского. 19-е издание. Москва. “Просвещение”. 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
- Рурукин А.Н., Полякова С.А. Поурочные разработки по алгебре: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00802-5.