Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Разделы: Информатика


Говоря о здоровьесберегающих технологиях, мы, в первую очередь, проецируем это на современный процесс обучения, и, как правило, не очень задумываемся об исторических корнях термина. А началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V–II века до нашей эры. Тогда в Древнем Риме появились валеотугенарии, которые отвечали за здоровье и работоспособность рабов. В тот же исторический период ученые Греции определили важное значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни (ЗОЖ).

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, а ученые последующих поколений развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Жан Жак Руссо рассматривал природосообразность как следование природе самого ребенка, как помощь его природе.< /p>

В конце XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, П.Ф.Лесгафт, М.М.Пистрак), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Л.С. Выготский считал, что главной задачей обучения является «обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка». Д.Н.Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и учеником. Анализируя характер этих отношений, автор обращает внимание на необходимость поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

В своей статье я бы хотела остановиться именно на педагогическом аспекте этой проблемы, потому что, работая педагогом более 20 лет, меня это не просто интересует, а очень волнует.

По данным статистики, уровень заболеваемости детей и подростков в последние годы постоянно растет. В данном случае, речь идет не только о физических отклонениях у детей, но и об увеличении числа неадекватных психологических реакций. Такие явления не могут не беспокоить. Поскольку более половины своего активного времени дети и подростки проводят в учебных заведениях, очевидно, что система образования должна взять на себя часть ответственности за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Но все должны понимать, что школа – это не больница и не санаторий, на учителя или воспитателя нельзя возлагать обязанность диагностировать либо лечить имеющиеся у ребенка заболевания. Этим должны заниматься врачи и медицинский персонал школы и поликлиники. Задача педагога состоит в другом:
- создать для детей такие условия обучения, которые не будут травмировать его психику и организм вцелом, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения.

 Необходимо еще раз подчеркнуть, что речь идет не только (и не столько) о физическом здоровье, сколько о комфортной среде, о комплексном показателе благополучия, включающем также психическую адекватность, социальную адаптированность и должный уровень морального развития учащегося.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Можно отметить, что первая составляющая здоровьесберегающей технологии в большинстве школ реализуется вполне успешно. Последняя составляющая больше касается второй половины дня и родителей. А вот центральная часть (психолого-педагогические технологии) требует от учителя максимальной отдачи во время урока, умения построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.

Хочу отметить, что с точки зрения сохранения здоровья лично я не одобряю слишком широкое применение компьютеров в учебном процессе, в плане замены учебников электронными гаджетами. Да, вес портфеля действительно при этом уменьшится значительно, но нагрузка на зрение при этом сильно увеличится. Известно, что от всматривания в экран зрение страдает гораздо сильнее, чем от чтения с бумажной страницы. Как же решить эту проблему на уроках информатики, где именно компьютер является основным инструментом в работе ученика?

На своих уроках я пользуюсь самыми простыми и важными педагогическими приемами:

  • частая смена видов деятельности на уроке;
  • рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая напряженная работа должна приходиться на его середину);
  • использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так можно ненавязчиво заставить детей двигаться);
  • создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение при обсуждении вопросов);
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Теперь поговорим более подробно о каждом приеме в отдельности и о его применимости именно на уроках информатики. Что касается частой смены видов деятельности, то не думаю, что надо объяснять это подробно. Опрос, новый материал, проверка работы соседа и умение оценить его знания, практическая работа, выступление с небольшим сообщением или дополнением по теме позволяет переключить внимание и немного разрядить обстановку, особенно это важно на последних (7-8-х) уроках, когда концентрация внимания сильно снижена.

Хочется отдельно сказать о перемещении учащихся во время урока. Первое время это вызывало небольшую суматоху в классе, но со временем дети привыкли. На уроке информатики перемещения по классу происходят постоянно: за партой - за компьютером - опять за партой для подведения итогов урока. На моих уроках дети меняются местами еще во время практической работы. Что это значит? Как правила работа за компьютером рассчитана в среднем на 20 минут. Через 10 минут после начала работы все перемещаются по кругу на соседнее место, иногда учащийся продолжает работу в своем файле, и в этом случае цель перемещение - прервать зрительное напряжение и добавить физической активности для ученика. А иногда задача ученика - дополнить или исправить работу соседа, а возможно, и что-то новое почерпнуть для себя из работы соседа, потому что практическое задание предполагает творческий самостоятельный момент (допиши определение, найди ответ на вопрос, внеси изменения в редактирование форматирование). Направление перемещения учащихся (по часовой стрелке или против) я меняю с разным сдвигом (+1,+2 или +3), чтобы избежать «повторов» и добавить элемент неожиданности.

«Ролевые игры» – это самое любимое занятие ребят. Очень часто я подменяю себя на уроке любым учеником. Это может быть ученик, который быстро выполнил задание, тогда ученик выполняет роль «проверяющего учителя». Но иногда это может быть любой выбранный наугад ученик из списка – уровень ответственности многих заставляет не только внимательно слушать материал, но и стимулирует готовиться к урокам. Хотя домашнее задание я стараюсь не задавать, учитываю колоссальную загруженность детей.

Если говорить об эмоциональной атмосфере на уроке, то в первую очередь, хочется рассказать об использовании звукового сопровождения при работе за компьютером. Тихая классическая музыка создает приятную атмосферу, многие дети угадывают автора музыкального произведения, иногда произведение вызывает некоторый спор, но это совершенно не мешает выполнять работу. А шутка или литературная цитата в ходе урока не сделают урок несерьезным, наоборот позволят разрядить обстановку.

Эмоциональная разрядка особенно необходима на последних уроках, когда снижена концентрация внимания, ребята устали и восприятие информации происходит с трудом. Я стараюсь не планировать на последние уроки проверочные работы или объяснение какой-то сложной темы, хотя это бывает сложно сделать в рамках готового учебного плана.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать всем педагогам, что здоровье наших детей и в наших руках. Каждый учитель должен помнить об этом в своей повседневной школьной жизни, девиз «не навреди» в нашей работе самый правильный и актуальный, использовать здоровьесберегающие технологии на уроках важно и нужно. Это не просто слова, это руководство к действию. Каждый учитель должен для себя решить, как он внедрит в свою практику те или иные приемы в работе.