Специфика предмета «иностранный язык» требует от учеников интенсивной интеллектуальной деятельности, большого внимания, способности характеризовать абстрактные понятия. Иностранный язык дается легко не всем школьникам. Есть много учеников, которым тяжело даются произношение, интонация предложений, структура речевых образцов. Это вызывает у детей чувство раздражения, неверие в свои способности, ведет к ослаблению интереса в изучении иностранного языка.
Интерес при обучении любому школьному предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение обязательных умений и навыков. Именно поэтому перед учителем стоит задача повышения интереса обучающихся к предмету.
Известно, что наиболее доступной формой работы с детьми являются игры. Их можно широко применять и на уроках иностранного языка, и во внеклассной работе по предмету. Особенно в начальных классах, учитывая психологические особенности этого возраста.
Так как в игре проявляются не только знания, но и сообразительность, и находчивость, она способствует вовлечению в учебный процесс даже «слабого» ученика. Более того, слабый по языковой подготовке ребенок, может стать первым в игре. В данной ситуации, находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знание предмета.
Возможность школьникам преодолеть застенчивость, мешающую самостоятельно употреблять в речи слова иностранного языка, и благотворно сказывается на результатах обучения, возникают благодаря чувству общности, атмосфере заинтересованности и жизнерадостности, ощущению посильности упражнений, которые ребенок испытывает в процессе игры. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Игру, в ее в разных формах и категориях, можно применять на любом этапе обучения, как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне, и с любыми возрастными категориями учащихся, в чем проявляется также ее многофункциональность.
Две основные группы познавательно-развлекательных игр, которые применяются в обучении иностранным языкам, выделяет М.Ф.Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, [3, 37].
Во-первых, подготовительные (грамматические, лексические, фонетические, орфографические) игры, основной целью которых является формирование речевых навыков.
Грамматические игры преследуют цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую творческую активность учащихся.
Лексические игры преследуют следующие цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Фонетические игры преследуют следующие цели:
- корректировка произношения на этапе формирования речевых навыков и умений;
- получение навыков аудирования.
Орфографические игры преследуют следующие цели:
- формирование прочных навыков орфографии, т.е. грамотного письма;
- развитие умения орфографически грамотного чтения.
Во-вторых, творческие игры, благодаря которым возможно развитие речевых навыков и умений учащегося. По характеру игровой методики творческие игры можно разделить:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации [1, 27].
Существует огромное число самых различных игр всевозможных категорий и разновидностей: устных и письменных, игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, деловые игры, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные.
Игры помогают учащимся стать творческими личностями, учат креативно подходить к любому делу. Применение игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности дает хорошие результаты, мотивирует школьников к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, коммуникации во время игры. Играя, обучающиеся не испытывая страха, выражают свое мнение. Получить школьникам опыт общения позволяет применение игровой технологии. Игра заставляет мыслить, находить нестандартные решения, предлагать новые идеи; во время игровой практики снижается уровень тревожности. Обучающиеся проще усваивают новый материал, обыгрывают реальные жизненные ситуации в непринужденной и раскованной обстановке игры.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- Создание психологической готовности детей к речевому общению;
- Обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
- Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта [3, 2].
Весомую роль в процессе игровой деятельности отводится личности учителя, его умению правильно создавать рабочую атмосферу в классе. За игрой должен осуществляться строгий контроль.
Успех применения игр также зависит от среды необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Для проведения игр на уроке должны быть созданы оптимальные условия с целью проявления имеющегося потенциала ребенка.
Игрой нельзя заменить весь учебный процесс. Педагог должен взвешенно подходить к использованию игры в ходе урока, как к одному из средств обучения школьников иностранному языку.
ЛИТЕРАТУРА
- Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 3. – 27с.
- Кузнецова Т.А. «Использование игровых форм обучения на уроках немецкого языка в начальных классах». «Немецкий язык. Все для учителя», № 5-6, 2016 г.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). – М.: Просвещение, 1984. – 112с.