Игра Танграм. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

Обучающие:

  • получить новые знания об игре «Танграм»;
  • научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

Развивающие:

  • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
  • активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий;
  • воспитывать познавательный интерес; самостоятельность.

Планируемые результаты:

  • Личностные - формирование коммуникативной компетенции в процессе творческой деятельности.
  • Метапредметные - принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности.
  • Предметные - формирование способности выполнять операции с геометрическим материалом – выработка интуиции, развитие геометрических  представлений и творческих способностей;

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение

Рассмотрим квадрат, из каких геометрических фигур он состоит?

- Какой треугольник называется прямоугольным, равнобедренным?

- Дайте определение квадрату.

3. Изучение нового материала

Сообщения учеников.

1. История Танграм

Танграм (кит.七巧板, пиньинь qīqiǎobǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т.д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур).

В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению в Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте китайский, и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма). Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает — падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек — танка, могли назвать ее танграмом — головоломкой доступных девушек. В книге «Китайский философский и математический танграм» (1817г.) слово танграм — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка головоломка.

2. Мифы о создании игры «Танграм».

Легенда первая: о разбитой плитке.

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Легенда 3: семь книг Тана.

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и  несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.

3. Правила игры

  1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
  2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
  4. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
  5. Закрепление изученного материала.

У каждого на парте лежит конверт, открываем конверт и вынимаем из него фигуры. (учащиеся ищут и поднимают фигуру вверх)

  • Два больших треугольника .
  • Один средний треугольник.
  • Два маленьких треугольника.
  • Один квадрат.
  • Параллелограмм.

Задание 1: Сложите из двух больших треугольников квадрат, параллелограмм, большой треугольник.

Итак, складывая фигуры по-разному, мы получаем новые контуры.

Задание 2: Сложите фигуры  по заданному примеру.

Задание 3 (работа в группах): Воссоздать фигуру по образцу.

Презентация «Танграм: от истории к современности»

4. Домашнее задание

Придумать фигурку Танграма, дать ей название, расположить на листе А4 и приклеить.

5. Итоги урока

Рефлексия.

  • Что интересного было на уроке?
  • А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?
  • Понравился ли урок?