Все военные специальности, которые можно получить в военных ВУЗах, предъявляют к абитуриентам серьезные требования. Именно для того, чтобы в рядах ВС не появилось «случайных людей», не способных принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях, и был придуман специальный профессиональный отбор.
Профотбор в военный ВУЗ подразумевает проведение социально-психологического исследования кандидатов на обучение. Психологические тесты для поступления в военное училище позволяют устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности. По результатам исследований психологи могут оценивать психофизиологическое состояние потенциальных студентов.
Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя военного ВУЗа, абитуриенту предлагается пройти тестирование.
Тестирование продолжается несколько часов. Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров абитуриента:
- особенности психики;
- оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
- мотивация к обучению в военном вузе;
- адекватность представления о специфике будущей профессии;
- присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики;
- тип реагирования психики при попадании в экстремальные ситуации и др.
По итогам проведенного психолого-профессионального отбора представители приемной комиссии выносят решение, исходя из четырех основных категорий профессиональной пригодности кандидатов:
- 1 категория предполагает поступление в первую очередь;
- 2 категория допускает зачисление во втором порядке;
- 3 категория дает кандидату право на зачисление только при наличии свободных мест в училище;
- 4 категория не предполагает рекомендации абитуриента к поступлению.
Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке.
Также абитуриента не допускают до прохождения медицинской комиссии.
Предлагаемая программа - один из вариантов профориентационной работы с выпускниками.
Цель: организация психолого-педагогических условий для подготовки к поступлению в военные институты войск национальной гвардии РФ. Создание условий для личностного и профессионального самоопределения выпускников.
Задачи:
- создание условий для успешного прохождения профотбора в военные институты войск национальной гвардии РФ;
- повышение уровня психологической готовности выпускников к успешному поступлению в военные институты войск национальной гвардии РФ;
- расширение кругозора кадет в мире профессий военных институтов войск национальной гвардии РФ;
- повышение уровня профессиональной зрелости;
- оказать психолого-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении.
Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих успешный процесс прохождения профотбора и сдаче экзаменов в военных институтах войск национальной гвардии РФ:
- психологическая диагностика;
- психологическое просвещение;
- психологическое консультирование;
- коррекционно-развивающая работа;
- диспетчерская функция.
Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска нарушения психологического равновесия выпускников при прохождения профотбора и сдаче экзаменов в военные институты войск национальной гвардии РФ.
Критерии оценки эффективности:
- снижение уровня тревожности и психической защиты у выпускников
- эмоциональное благополучие;
- уверенность в себе, в своих силах;
- достижение 1-2 уровня профессиональной пригодности.
Программа предполагает работу по трем направлениям:
- диагностическое;
- информационно-просветительское;
- коррекционно-тренинговое.
Формы работы:
- групповая и индивидуальная профориентационная консультация;
- групповая психологическая диагностика;
- индивидуальная коррекция;
- тренинг.
Ожидаемые результаты: по окончании занятий выпускники, при поступлении в институты войск национальной гвардии РФ, должны успешно пройти профотбор, получить 1 или 2 категорию профессиональной пригодности.
Программа рассчитана на 72 час.
Оптимальный размер группы 10-15 человек.
Список литературы
- Бурно М.Е. О характерах людей ( психотерапевтическая книга). – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – С. 296.
- Галеева Н.И. Характерологический опросник М.Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадетов в рамках интеграции психологии и обществообразовательных предметов в кадетском корпусе // Психотерапия. - 2008. - № 12, С. 17-25.
- Гуткина М.С., Лернер П.С. и др. Твоя профессиональная карьера. – М.: Просвещение, 2005.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред.шк. М., 1990.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №2)
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/д., 1996.
- Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2004.
- Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2005.
- Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 г. – 32с.
Календарно-тематический план
Наименование раздела, темы |
Теория |
Практика |
Методики диагностики |
Форма |
Раздел 1. Высшие военные учебные заведения РФ | ||||
Военные институты и университеты. Условия поступления. Особенности обучения. |
1 |
|
Анкетирование |
Лекция, |
Факультеты и специальности в военных институтах. |
1 |
|
Анкетирование |
Лекция, |
Профессионально важные качества по каждой специальности. |
1 |
|
Анкетирование |
Лекция, |
Особенности профотбора в военный институт. |
1 |
|
|
Лекция |
Раздел 2. Личность | ||||
Личность. Понятие личности и ее структура, направленность личности. |
1 |
3 |
16-ФЛО. |
лекция, |
Самосознание. Самоотношение как регуляторы жизнедеятельности человека. Самосознание и образ «Я» « Я - концепция». |
1 |
3 |
Мини-мульт. |
Лекция, |
Определение эмоций. Функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций. Эмоциональные состояния. Аффекты и страсти |
1 |
2 |
Тест цветовых выборов (Люшер). |
Лекция, |
Феномен мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Строение потребностно - мотивационной сферы. Классификация мотивов. Мотивы и деятельность. Мотивы и сознание. Влияние мотивации на деятельность. Закон Йеркса-Додсона. |
1 |
2 |
Работоспособность. |
Лекция, |
Понятие о характере. Волевые черты характера. Характер и темперамент. Типология характеров М.Е.Бурно. |
1 |
3 |
Краткий характерологический опросник М.Е.Бурно. |
Лекция, |
Общение. Структура, функции и средств общения. Структура и средств общения. Невербальные средства общения. Речевые средств общения. Позиции в общении. Стили общения. Манипулятивный стиль общения. |
1 |
2 |
Опросник К.Томаса |
Лекция, |
Раздел 3. Познавательные процессы | ||||
Психология внимания. Психологическая сущность внимания и его свойства. Физиологическая основа внимания. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, объем, переключаемость, распределение, интенсивность, рассеянность. Виды внимания. Развитие внимания. |
1 |
2 |
Кольца Ландольта. |
Лекция, |
Психология памяти. |
1 |
2 |
Вербальная память. |
Лекция, |
Психология мышления |
1 |
2 |
Стиль мышления. |
Лекция, |
Способности и интеллект. Представление о способностях, факторы, влияющие на развитие способностей. Понятие «интеллект», способы измерения интеллекта. |
1 |
3 |
КОТ. |
Лекция, |
Творческие способности. Креативность. Исследование творческого мышления. |
1 |
3 |
Тест креативности Торренса. |
Лекция, |
Военно-профессиональная направленность, способности |
1 |
4 |
МЛО «Адаптивность». |
Лекция, |
Итого |
16 |
31 час |
|
|
Раздел 4. Проектно-исследовательская деятельность | ||||
Выполнение проектно-исследовательской работы |
6 |
19 час |
|
консультирование |
Итого всего |
22 |
50 |
|
|