Тип занятия: информационно-практическое.
Целевая аудитория: обучающиеся V–IX классов.
Длительность занятия: 40 минут.
Цель занятия заключается в формировании у обучающихся представлений о функционировании службы экстренной психологической помощи «Детский телефон доверия (8-800-2000-122)».
Задачи:
- Сформировать у обучающихся представления о разнообразных трудных жизненных ситуациях.
- Создать представления о вариантах выхода из кризисных состояний.
- Познакомить обучающихся с работой «Детского телефона доверия (8-800-2000-122)».
- Мотивировать обучающихся при необходимости обращаться в службу «Детский телефон доверия».
Оборудование: карточки (зелёные, красные), ватман, маркеры, доска, мел.
Ход занятия
I. Организационный момент (1 минута)
II. Постановка проблемной ситуации (2 минуты)
Обучающиеся выполняют следующие задания:
- «Если вы знаете о существовании детского телефона доверия (8-800-2000-122), то положите перед собой зелёные карточки (остальные кладут красные карточки)».
- «Если вы считаете, что такие службы нужны, то положите перед собой зелёные карточки, при противоположном мнении воспользуйтесь красными карточками».
- «Если вы, когда-нибудь обращались в детский телефон доверия, то положите перед собой зелёные карточки (остальные кладут красные карточки)».
На основании полученных ответов формулируются учебные задачи: узнать, что такое «Детский телефон доверия»; спроецировать экстренные ситуации, при которых можно обращаться в данную службу; получить практический опыт обращения к данной службе.
III. Открытие новых знаний (20 минут)
1. Информационный блок
Разговор о том, кто является сотрудниками «Детского телефона доверия».
Чад Вара, организовавший первый телефон доверия, заметил, что хороший консультант Телефона доверия выходит из дружелюбного человека, который обладает такими качествами:
- не осуждает других;
- больше выслушивает, чем советует;
- допускает, что при определенных обстоятельствах подобная трудная ситуация могла приключиться и с ним;
- терпелив;
- заинтересован в другом человеке;
- разговаривает без всякой снисходительности, на равных.
Это не простой набор качеств, потому что не все друзья умеют так поддерживать и выслушивать - они ведь тоже этому пока еще учатся, как и вы. В этом нет вины друзей. Просто в некоторых случаях им трудно придумать, как помочь. Поэтому и существует детский телефон доверия (8-800-2000-122). Детский телефон доверия бесплатный, анонимный. Психологи-консультанты принимают звонки круглосуточно.
2. Дискуссионный блок
Для обсуждения предлагается вопрос, по которому делаются выводы.
«С какими вопросами люди обращаются на детский телефон доверия?»
(Как правило, в данную службу обращаются для консультаций, связанных с проблемами во взаимоотношениях детей и родителей, детских страхов, с трудностями в обучении, переживания травм или потери близких. Кроме того, в этой службе можно обсудить проблемы компьютерной и телефонной зависимостей, курения, подросткового алкоголизма, наркомании. Сотрудники также могут проконсультировать по вопросам нарушения прав ребенка (в том числе в случаях насилия), разрешения конфликтов с учителями школы).
3. Творческий блок
Обучающиеся распределяются на две группы (учитываются желания подростков). Первая группа отвечает на вопрос: «Кто нам может помочь в трудной ситуации?». Ответы представляются в форме комиксов. (Используется ватман и маркеры). Другая же группа работает с вопросом: «Какими качествами должен обладать хороший друг, помощник для моральной поддержки?». (Используется та же форма ответов).
Работы групп обсуждаются и делаются обобщения.
Обучающимся рассказывается о том, что каждому человеку нужна помощь при возникающих трудных ситуациях. Основную помощь можно получить, конечно, от друзей и родителей, но для оказания эффективной помощи у них не всегда бывает достаточно умений.
IV. Тренинг и коррекция освоенных действий (7 минут)
Обучающимся предлагается сыграть в ролевую игру «Угадай чувства».
Сценарий игры:
- Необходимо проиграть ситуацию консультирования по телефону доверия.
- В роли консультанта должен выступить кто-то из учеников.
- Предполагаемому сотруднику требуется закрыть глаза.
- Ему следует угадать, с каким чувством другой ученик произносит фразу: «Добрый день». (Фраза может быть любая другая).
- Игру требуется проводить со сменой консультантов и обращающихся.
По итогам игры обучающиеся делают вывод: «Очень сложно определить чувства другого, не видя его, и не всегда можно произнести слова так, чтобы собеседник понял чувства говорящего. Консультанты детского телефона доверия владеют таким мастерством и всегда смогут понять чувства абонента».
V. Контроль освоенных действий (8 минут)
- Кому-то из обучающихся (1 или 2-а человека) необходимо выполнить звонок на детский телефон доверия (8-800-2000-122).
- Остальные обучающиеся формулируют какую-нибудь проблемную ситуацию.
- В том случае, когда обучающиеся отказываются выступить в качестве нуждающегося в помощи, в его роли выступает учитель.
- Консультант предупреждается о том, что данный звонок является обучающим.
- Далее обучающиеся записывают номер детского телефона доверия в свои мобильные телефоны или скачивают мобильное приложение из плей маркета и устанавливают на свои смартфоны.
- В качестве варианта обучающимся предлагается записать данный номер телефона в свои дневники.
- До обучающихся обязательно доводится информация об ответственности за ложный звонок на «Детский телефон доверия».
- Обучающиеся могут его порекомендовать кому-то из близких или друзей, если кто-то из них нуждается в экстренной психологической помощи.
VI. Рефлексия (2 минуты)
- «Если вы считаете, что при необходимости можно обратиться на детский телефон доверия, то положите перед собой зелёные карточки». (Остальные кладут красные карточки).
- «Если вы точно решили обратиться за консультацией на детский телефон доверия, то положите перед собой зеленые карточки. Другие кладут красные карточки».
- «Если вы считаете, что такая служба в нашей республике необходима, то положите перед собой зеленые карточки. Все остальные (несогласные и воздержавшиеся) используют красные карточки».