Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основной способ формирования метапредметных результатов обучения

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В настоящее время в системе образования происходят изменения в организации учебной деятельности обучающихся. Внедрение и реализация новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной личности, готовой к обучению через всю жизнь, выводят организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся на первый план.

Технология проектно-исследовательской деятельности ориентирована на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацелена на воспитание личности и формирование метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС.

В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:

  • ставить цель и задачи;
  • анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
  • прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
  • адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
  • выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
  • выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
  • работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
  • проявлять инициативность и самостоятельность;
  • проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
  • работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
  • общаться и решать коммуникативные задачи;
  • пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;
  • передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.

Целью проектной деятельности является:

  • формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • повышение интереса к изучению русского языка и литературы и мотивации обучающихся при выполнении заданий;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником;
  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

  • создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
  • создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения;
  • совершенствовать традиционные методы обучения через использование проектно-исследовательской деятельности.

Что же такое учебный проект?

Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта.

Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах и т.д.) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся - ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

На своих уроках я стараюсь предоставлять ученикам реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формировать у них чувство ответственности за результаты своей деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, связанная с решением творческих или исследовательских задач, предполагает наличие основных этапов:

1. Поставка проблемы и целеполагание.

Формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта. Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2. Планирование работы.

Распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы. Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.

Учащиеся вырабатывают план действий.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.

3. Подготовка продукта.

Учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы.

4. Выбор формы презентации.

Учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации.

И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

5. Презентация продукта.

Итоговый отчет по проделанной работе, представление проектной работы.

6. Рефлексия.

Каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого

Для успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

  • постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
  • формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла-сущности будущей деятельности;
  • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
  • собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
  • оформление результатов проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
  • представление результатов исследования широкому кругу лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

При организации обучения на основе проектно-исследовательского метода широко применяю: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-исследования, урок-творческий отчёт и др.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся. То есть нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Например, когда в 7 классе на уроке литературы дети защищали проекты по теме «Песни военных лет», они единодушно отметили, что песни о войне всегда будут интересовать всех без исключения, потому что в них отражена история великих страданий и Великой Победы нашего народа.

Интересен информационный проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения. К этой группе относятся проекты обучающихся, когда собранная ими информация о жизни писателя, или о языковом явлении, или о словаре русского языка представлена на электронном носителе (или на бумажном и электронном) в виде слайдовой презентации. В рамках этого типа были созданы проекты по литературе, например, «Жизнь и судьба … поэта или писателя». При изучении пьесы М.Горького «На дне» было предложено не просто прочитать и проанализировать произведение, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать (творческий проект) отдельные сцены, поработать в паре или группе с кем-то, продумать незамысловатые декорации и костюмы и т.д.

Учебное исследование станет реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Многообразие типов проектов (исследовательские; творческие; игровые; информационные; практико-ориентированные и др.) дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы развивает и формирует у учащихся коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, которые ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) относит к метапредметным компетенциям.

Кроме того, в процессе проектно-исследовательской деятельности ФГОС ООО предполагает формирование и развитие у учащихся лингвистической компетенции, вбирающей в себя нижеприведенные знания и умения:

  • представление об исследовательской работе по русскому языку и литературе;
  • знания о достижениях лингвистической науки;
  • знания о системности языка;
  • языковая рефлексия;
  • навык пользования некоторыми методами сбора и анализа языкового материала;
  • умение формулировать тему, цель и задачи, выводы лингвистического исследования.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы ставит учащихся перед необходимостью работы с различными источниками информации (справочной, научно-учебной и научной литературе), направлена на ознакомление и переработку полученной информации в научный текст. Защита проекта или исследовательской работы обязывает учащихся к публичному выступлению, отстаиванию собственных взглядов на ту или иную лингвистическую проблему. Вся вышеперечисленная деятельность учащихся также способствует их развитию. Тем не менее, необходимо руководствоваться тем, что на уроках русского языка и литературы метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Проектно-исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие и на внеклассную работу по предмету. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма внеклассной работы: предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов.

Хочу остановиться на участии в научно-практических конференциях. В этом учебном году обучающая 6 класса Деева Александра заняла 1 место в научно-практической конференции «Открытие» в секции «Филологическая» среди обучающихся 5-8 классов с работой «Старославянизмы в речи современных подростков». Работа над исследованием прошла все этапы по подготовке и написанию. Чтобы ответить на вопрос «Употребляют ли мои сверстники в своей речи старославянизмы?», ученица собрала теоретический материал, представленный в школьном учебнике по русскому языку, а также в учебном пособии, материал которого выходит за пределы изучения школьной программы. Изучила признаки старославянизмов и примеры. Далее Александра работала над языковым материалом, представленном ее одноклассниками в сочинении на тему «Я хочу вам рассказать о …», и пришла к выводу, что ее сверстники в своей речи употребляют старославянизмы. Из 2989 слов 39 старославянизмов. Это составляет 1,07%.

Выпускница 2017-2018 учебного года Митина Кристина участвовала в научно-практической конференции «Эврика» с работой «Название географических объектов в произведениях писателей 18-19 вв.». Эта работа носила интегрированный характер и выполнялась под руководством учителей географии Козиной Е.В. и русского языка и литературы Таловской Л.В. Кристине необходимо было выяснить, какое отражение в литературных произведениях нашли названия географических объектов. Работа над исследованием длилась в течение двух лет. Литературным материалом исследования стали произведения А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга Москву» и А.П.Чехова «Остров Сахалин». Обучающаяся, прочитав произведения, выбрала лексику по географии, отражающую названия объектов, сравнила с картами 18, 19 века и выяснила, существовали ли объекты в реальности и соответствовали ли литературные названия реально существующим. Кроме этого, Кристина выяснила, существуют ли данные географические объекты в современности. Исследование, представленное в работе, содержит картографический материал, цитаты из научной и художественной литературы, сравнения, таблицы. По итогам конференции Кристина была приглашена в г. Новосибирск, но по объективным причинам там присутствовать не смогла.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования метапредметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.