Когда корабль тонет – не суетитесь!
Заповедь английских моряков
Пессимист: Подготовить выпускников к достойной и успешной взрослой жизни в наше время особенно трудно!
Оптимист: А когда нам было легко? Спокойствие, господа! Только спокойствие! Мы справимся!
П: Что включить в школьную программу, чтобы ученики могли выдержать конкуренцию, не запутаться в огромном количестве новых терминов, разобраться с сумасшедшей лавиной непонятных документов, не приходить в отчаяние от вечной нехватки денег? Так что же включить?
О: Включить голову! Подключить разум, сердце и душу!
П: Но есть опасность отстать от времени, ведь мы все распяты на циферблате часов!
О: Прекрасно, с него и начнём! Насколько проще была бы моя жизнь, узнай я в детстве о возможности делить большие задачи на множество маленьких или использовать правило 15 минут, поэтому ученикам базовый тайм – менеджмент преподношу сначала в игровой форме, показываю способы организации своего времени, а потом закрепляю новые знания на уроках уже в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
П: В обществе будущего каждый человек станет брендом, а бренд должен уметь создавать свой контент! «Контент – король!» - утверждал Билл Гейтс.
О: Не спорю, поэтому уже учимся составлять правильные тексты, снимать и монтировать видео, делать качественную обработку фотографий, использовать все существующие возможности социальных сетей, а не только выкладывать себя любимого на фоне пальм с висящими на них обезьянами.
П: А как быть с этикетом?
О: Для этого устраиваем практические занятия по правилам поведения за столом и по способам его сервировки. Виртуально и практически изучаем правила поведения в метро, музее, кинотеатре, правила сервиса и правила поведения в опен – спейсе.
Но без бумажки ты букашка! - злорадствует пессимист.
О: А мы для начала избавились от страха работы с документами. Мои ученики прекрасно знают, что такое СНИЛС, ИНН, прописка, загранпаспорт. Им не надо разъяснять, что необходимо получать только в соответствующих структурах, а что можно сделать онлайн.
П: Да, да. Рыночные отношения, стальные нервы, железная душа… Об этом писала Мария Вайнер:
Я в железных доспехах стою на краю..
Душу сталью покрыло…
Проклятье пало на меня,
Железная душа.
Дети в совершенстве знают рыночные законы, но правильно ли будет всё в мире только ими измерять, подменяя духовные и моральные ценности материальными? Душу человека спасать надо! Погибает душа-то!
О: Вот именно поэтому запрос государства «растить и воспитывать Гражданина» получил такой живой и радостный отклик у неравнодушных педагогов. И «чувства добрые» мы «лирой пробуждаем», и о «вечном» размышляем: о патриотизме, о чести, о совести, о достоинстве, о правде и о красоте. И о величии и чистоте родного языка не забываем. И народным песням и танцам обучаем, и художественные способности развиваем.
П: Но ведь «лелеющий чужой рост, оберегающий и направляющий чужие силы и соки» учитель сам должен быть интересным человеком?
О: Несомненно, не только я горжусь достижениями своих питомцев, но и ученики радуются моим победам. Нельзя допустить, чтобы тебя поглотила рутина повседневности. Спасение в самосовершенствовании и самовоспитании, в поиске нового, неизученного, неизведанного как в самом себе, так и в своих подопечных. Ведь учитель для ребят в терминологии педагогики современности – это «тьютор», то есть помощник и советчик, друг и союзник. Я не выдаю детям готовые истины, а сопровождаю их в долгом и трудном пути исследования проблемы в поиске этой истины.
П: А есть ли уверенность в том, что твои ученики, покинув родную школу, не будут выглядеть беспомощно в мире новейших информационных технологий, необозримого потока информации и стремительно набирающего скорость ритма современной жизни? Ибо «нельзя объять необъятное», - утверждал бессмертный Козьма Прутков.
О: Невозможно всё помнить, но нужно точно знать, где отыскать необходимый материал. Я пытаюсь им объяснить, что знания – это не горб, который нужно приобрести, чтобы потом, надрываясь, тащить на себе, а инструмент, которым надо научиться владеть в совершенстве, используя необычные техники и достигая безукоризненной чистоты исполнения!
П: Учитель – это специалист по ликвидации безграмотности?
О: Нет, он не только обучает, но и воспитывает духовность в человеке, он стремится пробудить в детях совесть, достоинство, честь, художественный вкус, чувство ответственности, патриотизма, гуманности и толерантности, воспитать уважение к православию, к своей и чужой собственности. А ещё старается привить гибкость, мобильность и желание учиться всегда и всему тому, что потребуется успешному и счастливому человеку будущего.
О: Выпускник будущего успешный, умный и очень серьёзный?
«Серьёзное лицо – ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением», - уверял нас «тот самый Мюнхгаузен». И как прав был Сократ, утверждая, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!» А потому, чтобы выпускники покидали меня с убеждением, что они провели школьные годы не только с пользой, но и с удовольствием, стараюсь сама и пытаюсь научить их никогда не суетиться и чаще улыбаться!