Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Русский народный праздничный костюм». Технология студийного обучения (автор технологии Щуркова Н.Е.). 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Класс: 5.

Место в системе уроков: 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Используемая технология: технология студийного обучения (автор Н.Е.Щуркова).

Цель урока: расширить у учащихся представление о русском народном костюме, формировать интерес к русскому народному творчеству и историческому наследию нашей Родины.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • знания об истории русского народного костюма, его элементах, символики;
  • умения определять понятие «костюм», некоторых деталей костюма;
  • умение создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умение использовать выразительные возможности художественных материалов для изображения народного костюма.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с поставленной задачей;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные:

  • навыки работы с учебником, дополнительной литературой;
  • умение работать с информацией, представленной в виде изображения.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с учащимися;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Личностные:

  • российская гражданская идентичность, положительное отношение и уважение к Отечеству, культуре своего народа, русским традициям;
  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Оборудование:

  • Для учителя: доска, ноутбук, мультимедиа, видеосказка о народном костюме и его месте в Русской культуре канала Ясна Яра, русская народная музыка, репродукции К.Е.Маковского «Боярыня у окна с прялкой», «Русская красавица», «Русская красавица в кокошнике», «Портрет девушки в русском костюме».
  • Для учащихся: учебник изобразительного искусства для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М., разноуровневые задания, самооценочные листы, шаблоны фигуры человека и элементов русского народного костюма (кокошник, сарафан), формат, карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель.

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Пролог
(цель: психологический настрой на предстоящую деятельность)

- Юные мастера декоративного искусства! Я рада приветствовать вас!
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.  
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Создадим хорошее и дружелюбное настроение, улыбнитесь друг другу!
- Кто такие мастера декоративного искусства?
-Что значит декоративно-прикладное искусство?
- Прослушайте  стихотворение и предположите тему урока.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку
Настрой на урок

 

 

 

Предполагают тему урока

  Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
- Зачем нам надо изучать русский народный костюм? Где в жизни это вам пригодится?
- Что такое костюм?
- Что вы уже знаете о народном праздничном костюме?
- Что мы будем делать на уроке?
- Поставьте задачи урока, составьте план действий на урок.
Мы с вами сегодня на уроке, узнаем…., на уроке мы выполним….
- Ребята, всем ли вам удобно?
- Давайте настроимся на предстоящую работу.
Фиксируют индивидуальные затруднения.
Задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Планируют способы достижения намеченной цели.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Внимательно слушают ответы одноклассников (по необходимости исправляют, дополняют)

II. Этюд
(образное представление явления)

- Представьте, что вы живёте в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом!
- Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой?
Просмотр видео - сказки о народном костюме и его месте в Русской культуре канала Ясна Яра.
- О чём это видео?
Сказка о красоте русского костюма, раскрывающая моменты славянской культуры, через пространство, танец и красоту.
- Что вы почувствовали, просмотрев видеосказку?
Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. Нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство.
Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали.
Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины 19 века, который воспел в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский. Художник был известен не только картинами  русских красавиц, но и своей коллекцией «русская старина», куда входили народные костюмы.

Выражают свои мысли

 

Просмотр видеосказки
Учащиеся отвечают на вопросы.
Внимательно слушают ответы одноклассников (по необходимости исправляют, дополняют)

- Рассмотрите репродукции русского художника К.Е.Маковского. Просмотр слайдов репродукций художника К.Е.Маковского под музыкальное сопровождение
- Нравятся ли они вам? Почему?
- Опишите картины художника.
На полотнах К.Е.Маковского в ярких роскошных костюмах из собственной коллекции созданы образы прекрасных женщин, современниц художника.
- Какие костюмы представлены в видео и на репродукциях?
- Сравните их?
- Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
- Из чего состоял русский праздничный костюм?
- Какие элементы русского народного костюма мы встречаем в наше время?
- А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?
Русскими костюмами интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. А ведь эти  "наряды" были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые, не осознавая того, создавали шедевры мировой художественной культуры.
Предлагают варианты ответов
Формулируют и
аргументируют своё мнение, учитывают
разные мнения
Сравнивают русские народные костюмы

III. Экспликация
(центральная часть студии)

 

1) Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах - радость, праздничность. Но трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И, тем не менее, наши далекие предки никогда не появлялись в праздник в одинаковой одежде. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.
Ролевая игра (имитация действия) 
- Ребята, я называю элементы русского народного костюма, а вы их «одеваете» (рубаха, сарафан, пояс, душегрея, лапти, штаны, передник, понева, кокошник, сорока)
- Какие новые слова вы услышали? (кокошник, сорока, понева). Что они означают? – это головные уборы в северных и южных костюмах.
- Итак, хотите узнать больше о русском народном костюме? Правильно и красиво изобразить его?

Слушают учителя

 

 

Выполняют имитацию действий

Отвечают на вопросы, слушают других учащихся

  2) Организация парной работы, создание проблемы перед выполнением практической части урока.
- Найти в учебнике и в дополнительном раздаточном материале информацию (по выбору)
- Ознакомьтесь с текстом в учебнике и дополнительной информацией, ответьте на вопросы.
1. Северный русский праздничный костюм
- Где носили этот костюм?
- Назовите элементы северного костюма.
2. Южный русский праздничный костюм
-  Где носили этот костюм?
-  Назовите элементы южного костюма.
3. Мужской русский народный костюм
- Где носили этот костюм?
- Назовите элементы мужского костюма.
4. Найдите в толковом словаре Ожегова или Даля толкование слов: костюм, рубаха, лапти, штаны (порты), пояс (кушак)
Парная работа учащихся
Поиск и выделение информации
(задание выполняется дифференцированно, по сложности)
Ребята отвечают на вопросы письменно, заполняют таблицы.
Работают с учебником, дополнительной раздаточной информацией, текстом
  Выступление учащихся с ответами.
Учитель организует самооценку.
- Оцените свои ответы. Проставьте баллы, заполните самооценочные листы (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально – 2 балла)
Выступают с ответами, слушают других учащихся
Заполняют самооценочные листы Выставляют баллы за ответы
  3) Какой цвет на Руси самый любимый? Почему?
Цвет – красный
- Изобразите на доске символы воды, солонца, земли, семян. Для чего их применяли?
Эти символы мы будем использовать при украшении костюма
Изображают символы солнца, воды, земли, семян на доске

IV. Практикум

- Давайте ещё раз представим, что мы мастера декоративно-прикладного искусства и изобразим народный праздничный костюм.
Учитель инструктирует по заданию
Задание по выбору в парах:
- Изобразить фигуру человека в русском народном костюме;
- Изобразить женский северный народный праздничный костюм;
- Изобразить женский южный народный праздничный костюм;
- Изобразить мужской народный праздничный костюм;
- Изобразить элементы праздничного костюма (кокошник, рубаха, сарафан и т.д.)
У учащихся на столе алгоритмы выполнения заданий.
При необходимости использование шаблонов фигуры человека, элементов костюма.Учитель консультирует учащихся во время выполнения задания
Звучит русская народная музыка

Практическая работа учащихся в паре по алгоритмам
Практическое задание и техника исполнения по выбору учащихся

V. Рефлексия

Организовывает самооценку результатов работы уч-ся и их обсуждение.
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать на уроке?
2. Достигли ли вы поставленных задач на уроке?
3. С какими трудностями вы столкнулись при выполнение задания?
4. Что было важным на уроке? Как вы себя чувствовали?

Самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение.
Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  - Продемонстрируйте свои работы!
Афиширование работ
- Чья работа вам кажется самой аккуратной? Оригинальной? Красивой? Правильной? Творческой? Яркой? Праздничной? и т.д.
Демонстрируют свои работы.
Уч-ся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями, высказывают своё мнение
 

- Заполните самооценочные листы. Проставьте баллы за практическую работу

Выполненные задания

Критерии оценивания

Баллы

Работа с тестом.
Письменные ответы на вопросы

1 правильный ответ – 1 бал.
Максимально – 2 балла

 

Практическая работа
(рисунок)

1 бал – композиция рисунка
1 бал – цветовое решение
1 бал – аккуратность, творческий подход
(максимально – 3 балла)

 

Итого

 

- По вашим работам видно, что сегодня вы сделали ещё один шаг в изучении русской культуры.
- В наше время, мы на многое смотрим по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится и к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Только изучая историю и культуру своего народа, его традиции, можно вернуть утерянные ценности. Только знание своего прошлого может осветить духовный мир человека, его чувства, мысли, переживания.
Для каждого времени, каждого народа характерен свой костюм. Он отражает специфику культуры и художественный вкус народа.

Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Проставляют  баллы за работу на уроке

VI. Информация о домашнем задании

Учитель даёт инструктаж по выполнению домашнего задания
Задание по выбору:
- сообщение  «Русский народный костюм»;
- найти репродукции художников с изображением русского народного костюма;
- стихи или загадки о костюме.

Записывают домашнее задание в дневник