Класс: 5.
Место в системе уроков: 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Используемая технология: технология студийного обучения (автор Н.Е.Щуркова).
Цель урока: расширить у учащихся представление о русском народном костюме, формировать интерес к русскому народному творчеству и историческому наследию нашей Родины.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знания об истории русского народного костюма, его элементах, символики;
- умения определять понятие «костюм», некоторых деталей костюма;
- умение создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умение использовать выразительные возможности художественных материалов для изображения народного костюма.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с поставленной задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные:
- навыки работы с учебником, дополнительной литературой;
- умение работать с информацией, представленной в виде изображения.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с учащимися;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.
Личностные:
- российская гражданская идентичность, положительное отношение и уважение к Отечеству, культуре своего народа, русским традициям;
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Оборудование:
- Для учителя: доска, ноутбук, мультимедиа, видеосказка о народном костюме и его месте в Русской культуре канала Ясна Яра, русская народная музыка, репродукции К.Е.Маковского «Боярыня у окна с прялкой», «Русская красавица», «Русская красавица в кокошнике», «Портрет девушки в русском костюме».
- Для учащихся: учебник изобразительного искусства для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М., разноуровневые задания, самооценочные листы, шаблоны фигуры человека и элементов русского народного костюма (кокошник, сарафан), формат, карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель.
Этап урока |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||
I. Пролог |
- Юные мастера декоративного искусства! Я рада приветствовать вас! |
Приветствуют учителя |
||||||||||||
Проверяют готовность к уроку
Предполагают тему урока |
||||||||||||||
Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша! - Зачем нам надо изучать русский народный костюм? Где в жизни это вам пригодится? - Что такое костюм? - Что вы уже знаете о народном праздничном костюме? - Что мы будем делать на уроке? - Поставьте задачи урока, составьте план действий на урок. Мы с вами сегодня на уроке, узнаем…., на уроке мы выполним…. - Ребята, всем ли вам удобно? - Давайте настроимся на предстоящую работу. |
Фиксируют индивидуальные затруднения. Задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения намеченной цели. Учащиеся отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников (по необходимости исправляют, дополняют) |
|||||||||||||
II. Этюд |
- Представьте, что вы живёте в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом! |
Выражают свои мысли
Просмотр видеосказки |
||||||||||||
- Рассмотрите репродукции русского художника К.Е.Маковского. | Просмотр слайдов репродукций художника К.Е.Маковского под музыкальное сопровождение | |||||||||||||
- Нравятся ли они вам? Почему? - Опишите картины художника. На полотнах К.Е.Маковского в ярких роскошных костюмах из собственной коллекции созданы образы прекрасных женщин, современниц художника. - Какие костюмы представлены в видео и на репродукциях? - Сравните их? - Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? - Из чего состоял русский праздничный костюм? - Какие элементы русского народного костюма мы встречаем в наше время? - А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? Русскими костюмами интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. А ведь эти "наряды" были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые, не осознавая того, создавали шедевры мировой художественной культуры. |
Предлагают варианты ответов Формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения Сравнивают русские народные костюмы |
|||||||||||||
III. Экспликация
|
1) Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах - радость, праздничность. Но трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И, тем не менее, наши далекие предки никогда не появлялись в праздник в одинаковой одежде. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. |
Слушают учителя
Выполняют имитацию действий Отвечают на вопросы, слушают других учащихся |
||||||||||||
2) Организация парной работы, создание проблемы перед выполнением практической части урока. - Найти в учебнике и в дополнительном раздаточном материале информацию (по выбору) - Ознакомьтесь с текстом в учебнике и дополнительной информацией, ответьте на вопросы. 1. Северный русский праздничный костюм - Где носили этот костюм? - Назовите элементы северного костюма. 2. Южный русский праздничный костюм - Где носили этот костюм? - Назовите элементы южного костюма. 3. Мужской русский народный костюм - Где носили этот костюм? - Назовите элементы мужского костюма. 4. Найдите в толковом словаре Ожегова или Даля толкование слов: костюм, рубаха, лапти, штаны (порты), пояс (кушак) |
Парная работа учащихся Поиск и выделение информации (задание выполняется дифференцированно, по сложности) Ребята отвечают на вопросы письменно, заполняют таблицы. Работают с учебником, дополнительной раздаточной информацией, текстом |
|||||||||||||
Выступление учащихся с ответами. Учитель организует самооценку. - Оцените свои ответы. Проставьте баллы, заполните самооценочные листы (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально – 2 балла) |
Выступают с ответами, слушают других учащихся Заполняют самооценочные листы Выставляют баллы за ответы |
|||||||||||||
3) Какой цвет на Руси самый любимый? Почему? Цвет – красный - Изобразите на доске символы воды, солонца, земли, семян. Для чего их применяли? Эти символы мы будем использовать при украшении костюма |
Изображают символы солнца, воды, земли, семян на доске | |||||||||||||
IV. Практикум |
- Давайте ещё раз представим, что мы мастера декоративно-прикладного искусства и изобразим народный праздничный костюм. |
Практическая работа учащихся в паре по алгоритмам |
||||||||||||
V. Рефлексия |
Организовывает самооценку результатов работы уч-ся и их обсуждение. |
Самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение. |
||||||||||||
- Продемонстрируйте свои работы! Афиширование работ - Чья работа вам кажется самой аккуратной? Оригинальной? Красивой? Правильной? Творческой? Яркой? Праздничной? и т.д. |
Демонстрируют свои работы. Уч-ся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями, высказывают своё мнение |
|||||||||||||
- Заполните самооценочные листы. Проставьте баллы за практическую работу
- По вашим работам видно, что сегодня вы сделали ещё один шаг в изучении русской культуры. |
Самооценка, адекватное понимание
причин успеха или неуспеха. Проставляют баллы за работу на уроке |
|||||||||||||
VI. Информация о домашнем задании |
Учитель даёт инструктаж по выполнению домашнего задания |
Записывают домашнее задание в дневник |