Цели урока:
- рассмотреть структуру разветвляющегося алгоритма,
- формировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов в среде «Кумир».
Обеспечение урока:
- система Кумир;
- мультимедийный проектор (интерактивная доска);
- презентация урока (приложение_1)
- Раздаточный материал (приложение_2);
- компьютеры
Тип урока: Урок «открытия нового знания».
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
- Какой алгоритм мы учились применять на прошлых уроках?
- Сформулируйте определение линейного алгоритма?
- Проверка домашнего задания: (ученик за доской выписывает программу и блок-схему)
Составьте программы для решения задачи, выведите результаты с использованием текстовых пояснений, составьте блок–схему для данной программы: Магазин продает В машин по цене А руб. за каждую. Найдите общую выручку от продажи машин (все необходимые значения введите с клавиатуры).
Программа:
алг Выручка от_продажи машин нач цел A, B, S . вывод нс, "введите значение 2-х переменных" . ввод A, B . S:=A*B . вывод нс, "Выручка от продажи машин=", S кон |
|
Ответ: введите значение 2-х переменных 709000 25.
Выручка от продажи машин=17725000.
2. Объяснение нового материала
- Сегодня на уроке мы рассмотрим разветвляющийся алгоритм и будем, используя его решать задачи.
- Вспомним сюжет мультфильма «Алеша Попович». Главный герой останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Пойдешь направо – коня потеряешь, налево – сам пропадешь…»
- Подобная ситуация, заставляет нас принимать решения и делать выводы в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни.
- Это отражается и в народных приметах, поговорках, пословицах.
- Если закат красный, то жди ветреной погоды.
- Нет дыма без огня. (Если есть дым, то ищи источник возгорания)
- Кончил дело – гуляй смело. (Если работа закончена, то можно отдыхать)
- Здесь условиями, позволяющими делать выводы или влияющими на принятие решений, являются слова, расположенные между «если» и «то». (красный закат, есть дым, окончание работы)
- Условие может принимать значение «истинна», когда оно выполняется, или «ложь», когда оно не выполнено. От значения условия зависит дальнейшее наше поведение.
- Например, в предложении «Если закат красный, то жди ветреной погоды» условие «закат красный» может быть истинным, или ложным. Если условие истинно, то следует ожидать ветреную погоду, иначе о погоде ничего сказать нельзя.
- Структура ветвления выглядит так.
- Решим задачу, составив к ее решению блок – схему: Существует неписанное правило – собранные грибы должен проверить человек, разбирающийся в грибах.
- Эту задачу можно перефразировать так: Если гриб съедобный, то положить его надо в котелок для варки, иначе – выбросить в костер.
- В этой записи в зависимости от значения условия «гриб съедобный» выполняется действие «положить его надо в котелок для варки», либо другое действие "выбросить в костер».
Блок-схема для решения задачи:
ОПР: Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий структуру ветвления.
- Различают полную и неполную форму ветвления.
- В рассмотренном примере использовалась полная форма ветвления:
если <условие>, то <действие 1>, иначе <действие 2>.
- Неполная форма ветвления: если <условие>, то <действия>.
- Рассмотрим форму записи команды ветвления на языке КуМир:
если условие
то Действие 1
иначе Действие 2
все
- А как записывается условие? (Условие записывается с помощью знаков сравнения)
Знаки сравнения:
<= |
меньше или равно |
>= |
больше или равно |
<> |
не равно |
= |
равно |
> |
больше |
< |
меньше |
- Рассмотрим решение задачи: Из курса геометрии известно, что треугольник со сторонами а, b, c существует, если выполняется условие: каждая сторона треугольника меньше суммы двух сторон. Существует ли треугольник с заданными сторонами?
Решение:
- Сколько переменных участвует в задаче? (три)
- Когда треугольник будет существовать с заданными сторонами? (Когда выполняется условие и для первой и для второй и для третьей стороне одновременно)
- Как задать условие существования треугольника? (a<b+c и c<a+b и b<a+c)
- Создайте программу для решения задачи, проверьте друг у друга. (ученик решает за доской)
- Проверим вместе:
алг существует ли треугольник |
|
Ответ: введите длины сторон 32 12 34
Треугольник существует.
3. Проработка содержания темы обучающимися
Практическая работа в среде КуМир. Раздаточный материал
4. Домашнее задание
Задача: Составьте программу и блок-схему, которая вводит два различных числа и выводит наибольшее из них.